1. Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии. Предмет Предмет нейропсихологии:
1. Отождествление мозга и психики, субстрата и процесса, психофизиологический редукционизм. Работа психики-работа нервной ткани. 2. Психофизиеский параверизм – мозг и психика рассматривают по отдельности. Психики абсолютно идеальная, отдельное существование психики и мозга. Отдельное течения жизни идеальных и материальных процессов. Не исключается попытки связать: пример: работы психофизиолога Аплс (синаптические образования в мозге являются божественными проявлениями человеческого духа) 3. Мозга как орган психики единство психики и мозга. Для того, чтобы орган развивался необходимы задачи, орган рождается от функции.
К какой области знания относится нейропсихология? С одной стороны, к психологии, с другой – к нейронаукам, с третьей – к медицине. Всё зависит от того, какой акцент делается в диаде мозг-психика. Если акцент делается на психику, то мы отталкиваемся от общей психологии. На основе изучения поломки делается вывод о нормальном функционировании психических функций. Если акцент делается на мозг, то нейропсихология относится к нейронаукам. Если акцент делается на медицинских аспектах, то клиническая нейропсихология считается частью медицинских наук (невропатологи называют это бихевиоральная неврология).
Задачи нейропсихологии
Теоретические и практические задачи
В круг теоретических задач входит клинико-экспериментальное изучение мозговых основ психической деятельности человека. В теоретической части нейропсихология представляет данные о том, как психические функции обеспечиваются работой отдельных мозговых структур. Одна из теоретических задач нейропсихологии (более клиническая) – это описание синдромов нарушений психических функций при локальных поражениях мозга (синдромология). Как группируются и на какой основе складываются сочетания симптомов нарушений психических функций при локальной патологии. Что объединяет между собой различные симптомы в их разнообразных проявлениях. Теоретические задачи отдельно представлены в зависимости от того, имеем ли мы дело с взрослыми людьми или детьми – они рассматриваются по-отдельности.
Практические задачи:
ü топическая (локальная) диагностика – определение места повреждения нервной системы ü определение состояния мозга в целом и определение состояния психических функций
Основные направления в структуре нейропсихологии. 1) Клиническая ― описание нейропсихологического синдрома при разной локализации мозгового поражения. Классификация всех возможных нейропсихологических факторов. Задачи топической диагностики. Минимизация вреда при операционных вмешательствах. 2) Экспериментальная психология ― разработка новых методов исследования. Проблемой является подбор адекватных средств исследования психологической функции. 3) Реабилитационная. Восстановительное обучение, задачей которого является перестройка мозговых систем и создание новых взамен утраченных. Социальная нейропсихология. Социальная адаптация больных с различными нарушениями работы мозга. 4) Психофизика. Направление, задачей которого является исследование совпадения нейропсихологических процессов с физиологическими. 5) Нейропсихология детского возраста. Выделяется так как нарушение в разных возрастах приводит к разным последствиям. 6) Нейропсихология нормы: дифференциальная нейропсихология, нейропсихология индивидуальных различий. Выявляет индивидуальные различия людей в связи со спецификой структурно-функциональной организации мозга. 7) Нейро-геронто психология исследование специфики работы мозга в возрастной инволюции или в старческом возрасте. Мозг не деградирует, а работает по определенным законам.
Нейропсихологическая диагностика является тонким инструментом выявления расстройств, в том числе, морфологической диагностики. Сначала возникают функциональные расстройства, только потом они могут быть засвидетельствованы с помощью визуализационных технологий. 83% случаев безошибочной топической диагностики без приборов.
Методы нейропсихологии. А.Р. Лурия: основы нейропсихологии. 1. сравнительно-анатомический. Применяется для показа, что имеется связь между строением мозга и уровнем сложности поведения живого организма. О различий устройстве нервной системы у животных находящихся на разных ступенях эволюционного процесса. Пример: большой или маленький мозг по отношение к весу тела (большой мозг - дельфинов).соотношение первичных, третичных ивторичных. Чем больше третичных (лобные доли), тем более развитый человек. По мере развития формируются в основном третичные.
Лекции: 3 положение. Проблема диады психика и мозг. Рассматривание соотношения психики и мозга: Можем идти от психики к мозгу (Выготский, Лурия, Леонтьев, Рубинштейн). Нейропсихология к психологическому знанию. Можем идти от мозга к психике: нейронаука. Задача одна и та же. Много общего между нейронаукой и нейропсихологией. При сходстве задач и методов, есть различия. Мы - сначала психика, а потом мозг. Законы ВНД. И для нейронауки, и нейропсихологии. 4 положение. Нейропсихологический подход изучает по Рубинштейну изучает внутренние условия психического отражения, которые представлены работающим мозгом. В особом состоянии мозга, искажаются сигналы (звуки – и студент с попойки). 5 положение. Нейропсхология изучает мозговые механизмы познавательных процессов (восприятие, память, внимание). Единица описания внутренней структуры познавательных процессов. Хорошо разработаны единицы описания структуры и динамики познавательных процессов, есть возможность накладывать на мозг как некие процесс. В современной науки на смену слову нейропсихологии: нейрокогнитивный подход.. более точно, корректно определяется имеем дело с познавательной деятельностью человека. 6 положение. Выстраивает свой предмет используя клинические модели. О нормальной мозговой организации психической организации жизни человека, используется болезнь как увеличительное стекло. В условиях патоса (страдания) – может находиться за пределами болезни.
Задачи нейропсихологии:
Функциональная диагностика – описывается общая картина, синдром сочетанного нарушения психических функций.
|
|
|
© Group304psy |