1. Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии.  

 Предмет

Предмет нейропсихологии:

  1. Нейропсихология изучает структурно-функциональные мозговые механизмы психических процессов. Иными словами, речь идет о познании материальной основы, субстрата психики. При этом в общей предмет: разработка психофизической методологической проблемы: соотношение идеального и материального, психики и мозга. Мозговых основ псих деятельности человека. Необходимо осмыслить: существует 3 точки зрения на соотноешние мозга и психики:

1.      Отождествление мозга и психики, субстрата и процесса, психофизиологический редукционизм. Работа психики-работа нервной ткани.

2.      Психофизиеский параверизм – мозг и психика рассматривают по отдельности. Психики абсолютно идеальная, отдельное существование психики и мозга. Отдельное течения жизни идеальных и материальных процессов. Не исключается попытки связать: пример: работы психофизиолога Аплс (синаптические образования в мозге являются божественными проявлениями человеческого духа)

3.      Мозга как орган психики единство психики и мозга. Для того, чтобы орган развивался необходимы задачи, орган рождается от функции.

 

К какой области знания относится нейропсихология? С одной стороны, к психологии, с другой – к нейронаукам, с третьей – к медицине.

Всё зависит от того, какой акцент делается в диаде мозг-психика. Если акцент делается на психику, то мы отталкиваемся от общей психологии. На основе изучения поломки делается вывод о нормальном функционировании психических функций. Если акцент делается на мозг, то нейропсихология относится к нейронаукам. Если акцент делается на медицинских аспектах, то клиническая нейропсихология считается частью медицинских наук (невропатологи называют это бихевиоральная неврология).

 

 

Задачи нейропсихологии

 

Теоретические и практические задачи

 

В круг теоретических задач входит клинико-экспериментальное изучение мозговых основ психической деятельности человека. В теоретической части нейропсихология представляет данные о том, как психические функции обеспечиваются работой отдельных мозговых структур. Одна из теоретических задач нейропсихологии (более клиническая) – это описание синдромов нарушений психических функций при локальных поражениях мозга (синдромология). Как группируются и на какой основе складываются сочетания симптомов нарушений психических функций при локальной патологии. Что объединяет между собой различные симптомы в их разнообразных проявлениях. Теоретические задачи отдельно представлены в зависимости от того, имеем ли мы дело с взрослыми людьми или детьми – они рассматриваются по-отдельности.

 

Практические задачи:

  • Диагностика. Оценка состояния (прежде всего когнитивной сферы человека по отдельным психическим функциям).

ü топическая (локальная) диагностика – определение места повреждения нервной системы

ü определение состояния мозга в целом и определение состояния психических функций

  • Реабилитация («восстановление в правах», в нашем случае восстановление психических функций и личности человека). Нейрореабилитация. Это комплексное воздействие на человека с помощью различных процедур – лечебной физкультуры, соматических нагрузок, применения лекарственных препаратов, массажа (в первую очередь позвоночника и мышц, оказавшихся в состоянии ограничения движения из-за поражения мозга).
    Лурия-Цветков – восстановительное обучение. Нарушенная функция формируется на новой основе. Взамен нарушенных звеньев встраиваются новые звенья, которые позволяют функции перейти на другой уровень работ, переустройство функции. Например, постановка артикуляции перед зеркалом [Скиннер называл это психологическим протезированием].
  • Оценка эффективности лечебных процедур. Возможность посмотреть профиль больного на разных этапах лечения. Отслеживание динамики лечения.
  • Коррекция (аберитация – «жить по мере сил»). Проблема аберитации особенно остро стоит в связи с проблемой старения человека. При старении происходят закономерные естественные изменения в морфологии мозга и, как следствие, в его функциях. Мозг уменьшается в объёме. Происходит сглаживание рельефа, уменьшается доля вещества коры. Уменьшается скорость проведения импульса. Наступает определённый комплекс ограничений, к которому человек вынужден приспосабливаться, опираясь на то, что более индивидуально проработано, автоматизировано и сохранно. Профессиональное умирает последним.

 

Основные направления в структуре нейропсихологии.

1)   Клиническая ― описание нейропсихологического синдрома при разной локализации мозгового поражения. Классификация всех возможных нейропсихологических факторов. Задачи топической диагностики. Минимизация вреда при операционных вмешательствах.

2)   Экспериментальная психология ― разработка новых методов исследования. Проблемой является подбор адекватных средств исследования психологической функции.

3)   Реабилитационная. Восстановительное обучение, задачей которого является перестройка мозговых систем и создание новых взамен утраченных. Социальная нейропсихология. Социальная адаптация больных с различными нарушениями работы мозга.

4)   Психофизика. Направление, задачей которого является исследование совпадения нейропсихологических процессов с физиологическими.

5)   Нейропсихология детского возраста. Выделяется так как нарушение в разных возрастах приводит к разным последствиям.

6)   Нейропсихология нормы: дифференциальная нейропсихология, нейропсихология индивидуальных различий. Выявляет индивидуальные различия людей в связи со спецификой структурно-функциональной организации мозга.

7)   Нейро-геронто психология исследование специфики работы мозга в возрастной инволюции или в старческом возрасте. Мозг не деградирует, а работает по определенным законам.

 

Нейропсихологическая диагностика является тонким инструментом выявления расстройств, в том числе, морфологической диагностики. Сначала возникают функциональные расстройства, только потом они могут быть засвидетельствованы с помощью визуализационных технологий. 83% случаев безошибочной топической диагностики без приборов.

 

Методы нейропсихологии.

А.Р. Лурия: основы нейропсихологии.

1. сравнительно-анатомический. Применяется для показа, что имеется связь между строением мозга и уровнем сложности поведения живого организма. О различий устройстве нервной системы у животных находящихся на разных ступенях эволюционного процесса. Пример: большой или маленький мозг по отношение к весу тела (большой мозг - дельфинов).соотношение первичных, третичных ивторичных. Чем больше третичных (лобные доли), тем более развитый человек. По мере развития формируются в основном третичные.

  1. 1. Сравнительно-анатомический, но функциональный. Сопоставление велечины различных болезней , областей в конструкции мозга. Есть поля принимающие информацию, есть поля отправляющие информацию, те кто специфичны для анализаторов. Нюх у ежика: 25 %, а у человека 8%.
  2. Метод раздражения мозга (прямое раздражение). 
  3. Непрямое раздражение мозга. Метод активный. Метод условного рефлекса. Метод регистрации движения по мозгу на основе записи вызванных потенциалов. Изучение отдельных нейронов (очень тонкие методики).
  4. Метод фармакологического воздействия. Отключение одного из полушарий мозга с помощью снотворного вещества. Оценивают психические функции. Односторонний электрошок, в лечебных целях.
  5. Методы расщепления мозга – перерезаются комиссуры (мозолитистое тело) – убрать навящивое состояние. Изучают последствия, которые возникли в результате этой процедуры.
  6. Метод синдромного анализа. Он лежит в основе нейропсихологии, синдромный (синдромальный). Синдром (совместный мир) – это метод основная суть которого состоит в комплексном подходе к изучению разных психических функций при поражении одной и той же мозговой структуры. Синдром – скопление, сочетание. В основе синдромного анализа:
  • Ни одна психическая функция не нарушается полностью , всегда остаются сохранные звенья.
  • При повреждение одной и той же зоны мозга возникают сочетания нарушения разных психических функций.

 

 


Лекции:

3 положение.

Проблема диады психика и мозг.

Рассматривание соотношения психики и мозга:

Можем идти от психики к мозгу (Выготский, Лурия, Леонтьев, Рубинштейн). Нейропсихология к психологическому знанию.

Можем идти от мозга к психике: нейронаука. Задача одна и та же.  Много общего между нейронаукой и нейропсихологией. При сходстве задач и методов, есть различия.

Мы - сначала психика, а потом мозг.

Законы ВНД.

И для нейронауки, и нейропсихологии.

4 положение.

Нейропсихологический подход изучает по Рубинштейну изучает внутренние условия психического отражения, которые представлены работающим мозгом.

В особом состоянии мозга, искажаются сигналы (звуки – и студент с попойки).

5 положение.

Нейропсхология изучает мозговые механизмы познавательных процессов (восприятие, память, внимание).

Единица описания внутренней структуры познавательных процессов. Хорошо разработаны единицы описания структуры и динамики познавательных процессов, есть возможность накладывать на мозг как некие процесс.

В современной науки на смену слову нейропсихологии: нейрокогнитивный подход.. более точно, корректно определяется имеем дело с познавательной деятельностью человека.

6 положение.

Выстраивает свой предмет используя клинические модели. О нормальной мозговой организации психической организации жизни человека, используется болезнь как увеличительное стекло.

В условиях патоса (страдания) – может находиться за пределами болезни.

 

 

Задачи нейропсихологии:

  1. Теоретические:
  • Исследования мозговых  механизмов психической деятельности человека и локализации отдельных составляющих психических процессов мозге, в том числе в онтогенезе.
  • Описание синдромов нарушение высших  психических функций при различной локализации поражения мозга.
  • Диагностика – определения места поражения мозга человека. Топическая диагностика.
  1. Практические:

Функциональная диагностика – описывается общая картина, синдром сочетанного нарушения психических функций.

  • Реабилитация – восстановление психических функций после перенесенных повреждений мозга, после инсультов, нейрохирургических операций.
  • Коррекция – абилитация. Психологическая помощь людям, у которых по разным причинам мозг работает в сниженном режиме. Недостаточно активно. Привести человека к некому оптимуму энергетической активности. Жить по мере сил.
  • Оценка эффективности лечебных мероприятий.

 

 

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz