Теоретические и практические задачи

В круг теоретических задач входит клинико-экспериментальное изучение мозговых основ психической деятельности человека. В теоретической части нейропсихология представляет данные о том, как психические функции обеспечиваются работой отдельных мозговых структур. Одна из теоретических задач нейропсихологии (более клиническая) – это описание синдромов нарушений психических функций при локальных поражениях мозга (синдромология). Как группируются и на какой основе складываются сочетания симптомов нарушений психических функций при локальной патологии. Что объединяет между собой различные симптомы в их разнообразных проявлениях. Теоретические задачи отдельно представлены в зависимости от того, имеем ли мы дело с взрослыми людьми или детьми – они рассматриваются по-отдельности.

 

Практические задачи:

  • Диагностика. Оценка состояния (прежде всего когнитивной сферы человека по отдельным психическим функциям).

ü топическая (локальная) диагностика – определение места повреждения нервной системы

ü определение состояния мозга в целом и определение состояния психических функций

  • Реабилитация («восстановление в правах», в нашем случае восстановление психических функций и личности человека). Нейрореабилитация. Это комплексное воздействие на человека с помощью различных процедур – лечебной физкультуры, соматических нагрузок, применения лекарственных препаратов, массажа (в первую очередь позвоночника и мышц, оказавшихся в состоянии ограничения движения из-за поражения мозга).
    Лурия-Цветков – восстановительное обучение. Нарушенная функция формируется на новой основе. Взамен нарушенных звеньев встраиваются новые звенья, которые позволяют функции перейти на другой уровень работ, переустройство функции. Например, постановка артикуляции перед зеркалом [Скиннер называл это психологическим протезированием].
  • Оценка эффективности лечебных процедур. Возможность посмотреть профиль больного на разных этапах лечения. Отслеживание динамики лечения.
  • Коррекция (аберитация – «жить по мере сил»). Проблема аберитации особенно остро стоит в связи с проблемой старения человека. При старении происходят закономерные естественные изменения в морфологии мозга и, как следствие, в его функциях. Мозг уменьшается в объёме. Происходит сглаживание рельефа, уменьшается доля вещества коры. Уменьшается скорость проведения импульса. Наступает определённый комплекс ограничений, к которому человек вынужден приспосабливаться, опираясь на то, что более индивидуально проработано, автоматизировано и сохранно. Профессиональное умирает последним. 

По Корсаковой: 

Нейропсихология – одна из областей психологического знания – решает как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.

Вместе с тем в настоящее время отчетливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz