5. Нейропсихологический симптом, синдром, фактор.

Нейропсихологический фактор

В текстах А.Р. Лурии присутствуют по меньшей мере три варианта трактовки фактора: 1) как первичного дефекта; 2) как образования, лежащего в основе первичного дефекта; 3) как структурного элемента ВФП. В первых двух случаях фактор выступает как явление патологическое, в третьем — как атрибут нормальных психики и мозга. При этом первая и вторая трактовки также явно не совпадают между собой. Кроме того, следует отметить двусмысленность в решении вопроса о физиологической или психологической природе фактора, а также нечеткость определения принципов локализации фактора. 


Можно выделить важнейшие для ТСДЛ трактовки фактора. Задача изучения структуры ВПФ делает важным понимание фактора как структурного компонента ВПФ. Для задачи изучения физиологических механизмов, обеспечивающих ВПФ, значимо понимание фактора как явления физиологической природы, физиологического процесса. Задача изучения локализации ВПФ делает важным тезис о топической локализации фактора.

 Если отразить все указанные аспекты в понятии «фактор», то его можно определить как структурный компонент ВПФ, обеспечиваемый специфическим нейрофизиологическим механизмом, реализующимся в ограниченной зоне мозга.

 Из этого определения следует, что для выделения фактора требуется учет всех трех его аспектов. Необходимо установить: 1) структурный элемент психического процесса (психологический аспект); 2) физиологический механизм, обеспечивающий работу этого структурного элемента (физиологический аспект); 3) мозговую структуру, в которой осуществляется данный физиологический механизм (анатомический аспект).

 Таким образом, понятие «фактор» служило для А.Р. Лурии средством разработки проблем строения, локализации и физиологического обеспечения ВПФ. Следовательно, понимание фактора как структурного компонента ВПФ, обеспечиваемого специфическим нейрофизиологическим механизмом, который реализуется в ограниченной зоне мозга, можно рассматривать как основное для А.Р. Лурии.


Нейропсихологический фактор имеет «двойное лицо».

Нейропсихологический фактор – это определённый вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном высших психических функций.

У каждой зоны мозга есть свой продукт – аналитико-синтетическая деятельность. Лурия называл это modus operandi – собственная способность, модус активность.

Продукты этой работы рассматриваются как составляющие звенья функциональных систем ВПФ.

С одной стороны, фактор – понятие психофизиологическое; с другой стороны – продукт работы этих зон является звеном ВПФ. Поэтому нейропсихологический фактор «двулик».

Фактор понятие условное. С течением времени происходит пересмотр взглядов на мозг и то, как на него накладываются ВПФ.

 Факторы (по Хомской):

1) Модальноспецифические, связанные с гнозисами и праксисами, а также модально-спецефическими видами памяти (=агнозии, апраксии, мнестические нарушения). Корковые отделы различных анализаторов

2) Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. Сюда входит целая группа факторов, имеющих отношение к разным уровням (и разделам) неспецифической системы головного мозга. В клинической нейропсихологии эти факторы описываются следующим образом: фактор «инертности—подвижности» нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних (премоторных, префронтальных) отделов мозга, обусловливающий разного рода персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах; фактор «активации—инактивации», нарушение которого ведет к явлениям адинамии, расстройствам произвольного внимания, памяти, селективного протекания всех психических процессов; к ним относится, по-видимому, и фактор «спонтанности—аспонтанности», лежащий в основе активного целесообразного поведения, направляемого целями и программами, нарушение которого ведет к замене целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами.

3) Факторы, связанные с третьичными областями коры. Зона ТРО и префронтальные отделы (см. вопросы 19-20)

4) Факторы работы полушарий.

5) Межполушарные взаимодействия

6) Подкорковые, глубинные факторы

7) Общемозговые факторы (кровообращение и т.д.)


Нейропсихологические симптом и синдром

Симптом – это внешнее (видимое, наблюдаемое) проявление расстройства какой-либо психической функции.

Симптом по своей природе, по психологическим механизмам возникновения, по мозговой локализации многозначен. Когда мы видим симптом, мы только видим симптом и понимаем, что он не так прост и неоднозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражении разных зон мозга.

Существует процедура, которая называется нейропсихологическая квалификация симптома. Это означает выявление нарушенного нейропсихологического фактора. Какой фактор снижен или нарушен.

После квалификации симптома мы можем говорить о нарушенном факторе и высказывать предположение о повреждённой зоне мозга (для подтверждения надо найти повреждения в других психических функциях, где основу расстройства составляет тот же ранее выявленный нейропсихологический фактор).

 

Для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

 

Синдром – закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько факторов).

 

Синдром – закономерное сочетание уже квалифицированных симптомов, в основе которого лежит нарушенный фактор или несколько факторов (при диффузной патологии мозга).

Понятие синдрома имеет теоретическое и практическое значения. Практическое значение заключается в возможности диагностики. На основе синдромного анализа в числе прочего мы можем дать лечащему врачу прогноз течения заболевания. Выбор тактики операции по удалению опухоли (в частности, гипофиза). Оценка состояния больного после операции, нейрореабилитация.

Теоретическое значение. Синдром как закономерное сочетание симптомов. Решение общепсихологических проблем. Решение вопроса о связи тех или иных психических функций с различными структурами мозга. Синдром даёт основание говорить о системной организации ВПФ. При работе с человеком необходимо понимать, что он целостен, и хотя мы можем обращаться к частям этой системы, надо помнить, что они связаны. Изучение синдромов позволяет увидеть внутрисистемное взаимодействие. 

 

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz