7. Концепция трёх структурно-функциональных блоков мозга. Классическая нейропсихология – дробление мозга на части. В конце жизни Лурия предложил выделить три функциональных блока мозга. Это ответ Лурия когнитивной психологии (аналогии человека и ЭВМ). Позже в когнитивной психологии исчез человек как целостная структура, т.к. его сильно раздробили. Концепция Лурия. В основе каждой ВПФ лежит работа всего мозга, которая возможно представляется в виде 3 структур – функций, единиц, близких по расположению, каждая из которых вносит свой вклад в психологию деятельности человека. Лурия укрепил свой взгляд на мозг и психологию (движение навстречу гуманистической психологии). Параллельно в России шли исследования нарушения памяти при поражении мозга, что тоже повлияло на его концепцию (смена ракурса на мозг). Самые сложные нарушения памяти при глубинных поражениях мозга. Следовательно, подход к мозгу стал более функциональным а не аналогическим. Первый блок мозга. Энергетический блок (блок активации) – его можно рассмотреть как блок тонуса. Обеспечивает переход от сна к бодрствованию, следовательно к активности, бодрствованию. Структуры: глубинные структуры, срединные, неспецифические. Это: ретикулярная формация, средний мозг (воролиев мост), гипоталамус, таламус, медиальные отделы височных долей (гипокампы, миндалевидное тело), медиабазальные отделы лобных долей (орбитальный отдел). Здесь есть восходящие и нисходящие пути. Сейчас это называют ретикуло-фронтальный комплекс. Функции: изменения в системе (сон – бодрствование), обеспечение физической и тонической реакцией, ориентирование рефлекса, обеспечение необходимого уровня энергетичности, обеспечение избирательной активности. По Лурия: сознание – это отражение себя, ситуации и себя в ситуации. Этот блок – многокомпанентно отражает действительность, т.е. это сознание, внимание и память. Особое положение занимает – гипоталамус (ответ за свою внутреннюю деятельность организма). Это афферентная система сигнализации о биологической потребности, т.е. гипоталамус несет афферентную функцию. Еще обратную афферентацию осуществляет таламус. Сенсорный процессор – анализ и интеграция между разными сферами деятельности человека. Лимбическая система (гипокампы реагируют на новизну, мендалевидный комплекс поясничная извилина). Факторы: - обеспечение существующей активности (степени. Длительности, избирательности) - регуляция нейродинамических параметров активности (баланс между возобновляющими и тормозящими процессами) При повреждении структур этого блока нарушается внимание (напрвление, селективность), память, сознание. Задача блока – поддержание тонуса коры головного мозга. Обеспечивают регуляцию тонуса коры не только структуры самой коры, но и лежащие ниже в стволовых и подкорковых отделах. Основным аппаратом регуляции является ретикулярная формация (далее РФ) ствола, продолговатого мозга, среднего мозга и лимбической системы. Аппараты 1 блока не только тонизируют кору, но и испытывают её дифференцирующее влияние. Восходящая РФ играет решающую роль в активации коры и ее активности; нисходящая РФ ставит нижележащие образования под контроль программы коры, для которых требуется состояние бодрствования. Раньше считалось, что РФ не имеет специфичности, так как ее активирующее и тормозящее действие равномерно затрагивает как все сенсорные, так и двигательные функции организма. Но на самом деле РФ имеет специфичность, только отличную от модальной специфичности. Источники активации:
Дыхание Пищеварение Сахарный и белковый обмен Гуморальный обмен
Второй функциональный блок. Блок приема, переработки и хранения информации. Структуры: средние и задние конвекситальные (корковые) отделы, включают в себя затылочные, теменные, височные отделы. Это кора и принадлежащее ей белое вещество. Он включает корковые концы слухового, зрительного и тактильного анализатора, причем у каждого есть свое место. Особенность этого блока: огромное количество специфических нервных элементов (много нервных клеток, специализируются на анализе самой разной информации). Основные принципы строения:
Первичные – тонкие, подробный анализ поступающих стимулов, происходит дробление поступающего сигнала, настройка анализаторов. Н-р: одевание очков, если сигнал очков слабый. Вторичные (гностические поля, обеспечивающие восприятие) – область переключения, перекодировки, отсюда начинаются проводящие пути через корковые структуры, синтез того, что анализируют первичные поля. Т.к. происходит объединение между различными анализаторами по ассоциативному принципу. Третичные поля – зоны перекрытия корковых отделов анализаторов. Находится между затылочной, вилочной и постцентральной областью. Обычно их называют нижней ассоциативной зоной (ТПО). Она осуществляет синтез синтезов: объединение сигналов из различных анализаторов. Эту зону Лурия называл «человеческой зоной». Она обеспечивает переработку информации на символическом уровне, перекодировку информации в надмодальные формы (т.е. теряют количество модальности). Это и есть возможность формирования опыт.
Функции:
Факторы:
Основные нарушения 3 «А»
Построен по принципу неспецифической нервной сети. Расположен в наружных отделах новой коры, занимает ее задние отделы, также включает аппараты зрительной, слуховой и общечувствительной областей. Обладает высокой модальной специфичностью. Аппараты этого блока имеют иерархическое строение, причем первичные поля дробят информацию на мельчайшие части, вторичные обеспечивают кодирование этих частей, а третичные обеспечивают совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности. Структуры данного блока подчиняются следующим законам:
Третий функциональный блок. Блок программирования регуляции и контроля сложных форм деятельности. В целом обеспечивает произвольную регуляцию активности, но у Лурия в названии нет целеналогания, поэтому к его названию мотивы и целеналагание. Лобные доли организуют деятельность «это царь в голове». Структуры: передние отделы мозга, все, что находится спереди от центральной извилины. Она состоит из нескольких подсистем, она включает медиобазальные отделы ГМ (но она же входит в 1 блок), моторная зона (двигательная кора) и премоторная зона. Следовательно, префронтальная кора обеспечивает произвольную регуляцию деятельности. Характерно: очень большое количество связей со всеми отделами мозга, очень хорошо (по горизонтали и вертикали). Эти связи двухсторонние. Следовательно, префронтальная кора осуществляет афферентный синтез и решает эфферентных выходов. Функции: интеграция психических, соматических и социальных процессов, протекающих в организме, что проявляется в целостном психо-био-социальном функционировании человека как личность.
Симптомы:
Данный блок отвечает за организацию активной сознательной психической деятельности. Аппараты этого блока расположены в передних отделах больших полушарий. «выходными воротами» этого блока является двигательная зона коры, в которой содержатся клетки Беца, волокна от которых идут к мышцам. Тонический пластический фон обеспечивается двигательными узлами и волокнами экстрапирамидной системы. Отличием от второго блока мозга является то, что в третьем блоке процессы идут в нисходящем направлении, начинаясь в более высоких – третичных и вторичных – зонах, где формируются двигательные планы и программы, переходя затем к аппаратам первичной двигательной коры, которая посылает подготовленные двигательные импульсы на периферию. Данный блок не содержит модально-специфических зон. Префронтальные отделы мозга играют ведущую роль в 3 функционировании 3 блока мозга. ИХ называют гранулярной лобной корой. Она связана как с нижележащими отделами, так и практически со всеми остальными конвексительными отделами коры. Таким образом оказываясь в выгодном положении как для вторичной переработки афферентаций, так и для организации эфферентных импульсов. Также важно то, что лобные доли имеют мощные пучки восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией. Префронтальные отделы играют важную роль в регуляции состояний активности. Созревают на более поздних этапах онтогенеза. Кора лобных долей участвует в генерации процессов активации, возникающих в результате наиболее сложных форм деятельности, которые осуществляются при ближайшем участии речи.
|
|
|
© Group304psy |