Нарушения слухового восприятия. Слуховые агнозии.
Речевой и неречевой слух
Неречевой слух включает в себя восприятие бытовых шумов. Звук позволяет нам судить о приближении стимула, которого ещё не видно. Удалённость и приближение звука. Существует акустическое давление среды – оно необходимо и связано с эмоциональными состояниями («наступила гнетущая тишина»). В речи есть неречевые компоненты – интонация, громкость. (правая височная)
Слуховая агнозия
У больных нарушается восприятие предметной отнесённости звука. Они не могут различать голоса зверей и птиц. Не идентифицируют тиканье часов. Нарушен синтез при сохранном анализе.
Поражение правой височной области. При поражении правой височно-теменной области нарушается ещё и локализация звука в пространстве. Возможно, что симметричные отделы левого полушария тоже участвуют.
Нарушение понимания интонации при сохранном понимании речи. Больные часто не могут отличать мужской голос от женского. Резко падает чувствительность к интонационным параметрам вербального взаимодействия.
Здесь участвуют медиальные отделы правой височной области.
Амузия – расстройство восприятия звуков музыки. Узнавание, различение знакомых мелодий и восприятие новых. Различение высоты звуков, ритмы, паузы. Слуховая память. По Выгосткому, музыка нужна была для совместной деятельности древних людей.
Аритмия – проявляется в виде трудностей восприятия специально смоделированных акустических структур, т.н. ритмических конструкций. Акцентированные и неакцентированные ритмы могу воспроизводиться с разной успешностью. Могут наблюдаться переоценка, недооценка, трудности воспроизведения. В качестве компенсаторного механизма может выступать зрительное слежение.
В основном аритмия возникает при поражении височных отделов правого полушария. Но она может быть также связана с повреждением префронтальных лобных отделов. Также может быть при поражении левого полушария (задне-лобных отделов, отвечающих за реализацию последовательно простроенных двигательных программ).
Надо понимать, что существует моторная подстройка под звук.
Акустический гнозис – сложная ВПФ. Основной нейропсихологический фактор – акустический анализ и синтез (правое полушарие). Но также участвуют и другие отделы.
Неречевой акустический гнозис ломается достаточно редко. Потому что в ней немного функциональных мозговых элементов. И это важно для жизни, для адаптации, приспособительных механизмов.
Инвариантный фактор неречевого слухового гнозиса – височная область правого полушария.
Речевые агнозии (рассматриваются вместе с афазиями, т.е. как афазии, касающиеся импрессивной речи)
Фонематическая
Нарушение способности различать звуковой состав слова. Отчуждение смысла слова. Даже правильно повторяя слово, больной не понимает, что оно означает.
В качестве вторичного симптома нарушается собственная речь.
Акустико-мнестическая
Больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал. Нарушается понимание речи, но короткие фразы обычно воспринимаются нормально. Могут иметь место парафазии и контаминации.
Семантическая
Больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные и квази-пространственные соотношения. Не понимает логико-грамматические конструкции.
3. Слуховые агнозии
|
Височные доли мозга, вторичные зоны коры (42, частично 22 поля Бродмана)
|
Поражение вторичных зон при сохранности элементарных звеньев функции (периферических и первичных корковых зон – 41 поля Бродмана)
|
Нарушение слухового гнозиса в отдельных его аспектах
(нарушается предметное восприятие)
|
Слуховые агнозии при поражении правого полушария
|
3.1. Слуховая агнозия
|
Вторичные зоны правой (в основном) и левой (редко) височной области
|
Вследствие нарушения операции синтеза слуховой информации теряется предметная отнесенность звука
|
Больной слышит звук, но не в состоянии определить его происхождение даже при богатом прошлом опыте
|
Сильно нарушается ориентировка больного даже в привычной, бытовой ситуации из-за отсутствия восприятия бытовых шумов
|
3.2. Дефекты слуховой памяти
|
То же
|
Нарушается способность к запоминанию комплексов звуков
|
Невозможность запомнить 2 и более слуховых эталона
|
Грубо нарушается восприятие сложных звуковых комплексов, вследствие чего изменяется восприятие предметного мира
|
3.3. Амузия
|
Вторичные зоны правой височной области
|
Нарушение восприятия и дифференцирования мелодий, синтеза музыкальных звуков в целостные комплексы
|
Больной не может воспринять и воспроизвести даже хорошо знакомую мелодию, воспринимая лишь разрозненные звуки
|
Появляется негативное отношение к музыке вследствие невозможности подняться над разрозненным набором воспринимаемых звуков до уровня цельной мелодии
|
3.4. Нарушение интонационной и тембровой стороны речи
|
То же
|
Вследствие нарушения операции слухового синтеза нарушается целостное восприятие просодических характеристик речи
|
Больной не воспринимает собственную и чужую интонацию, тембр голоса говорящего, игнорирует семантическую нагрузку этих характеристик
|
Возникают трудности как в экспрессивной (неспособность передачи интонационных особенностей), так и в импрессивной речи (невозможность их восприятия и декодирования)
|
Слуховые агнозии при поражении левого и правого полушарий
|
3.5. Аритмия
|
Вторичные зоны левой (чаще) и правой височных областей
|
Нарушение восприятия и дифференцирования ритмических конструкций, синтеза их в целостные комплексы
|
Больной не воспринимает даже достаточно простые ритмические конструкции, слыша лишь разрозненные компоненты ритма
|
Неспособность к восприятию музыки, танцу, ритмическим движениям и пр.
|
Слуховые агнозии при поражении левого полушария
|
3.6. Нарушение речевого слуха
|
Вторичные зоны левой височной области – верхняя часть височной доли, задняя треть верхней височной извилины (41, 42 и частично 22 поля Бродмана – зона Т1)
|
Нарушение фонематического слуха – способности различать звуковой состав слов, выделяя из него фонемы – смыслоразличительные звуки языка
(фактор модально-специфического анализа и синтеза звуков речи)
|
В усложненных условиях теряется понимание речи, возникают литеральные парафазии с замещением оппозиционных фонем
|
Больной не способен понимать обращенную к нему речь, происходит возникновение сенсорной афазии (афазии Вернике) при сохранности понимания контекста
|
Нарушение экспрессивной речи, напоминающей «словесный салат», речь обедняется за счет существительных, но растет употребление глагольных форм вкупе с интонационным, жестовым и общим эмоциональным сопровождением речи; нарушается письмо под диктовку; происходит общее растормаживание аффекта (снижается регуляторная функция речи); может снижаться мотивация к общению
|
3.7. Сужение объема слухоречевой памяти
|
Вторичные зоны левой височной области – средняя и нижняя часть височной доли левого (чаще) и иногда правого полушария; (верхние отделы 21 и частично 37 полей – зона Т2)
|
Нарушено декодирование звуков речи при увеличении объема их поступления к пациенту вследствие преобладания тормозных нейродинамических процессов над активирующими (проактивное и ретроактивное торможение)
|
Воспроизведение предъявленной серии слов при возрастании объема нарушается; идет уравнивание возбудимости релевантных и иррелевантных слов; объем воспроизведения не превышает 2-3 элементов
|
Возникновение акустико-мнестической афазии; резко нарушается слухоречевая память, восприятие сложных речевых комплексов, высказываний
|
Страдает звуковое оформление высказываний; нарушается письмо при быстрой диктовке; больной начинает говорить только короткими фразами
|