13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Классификация афазий.

Речь – это ВПФ.

Функции речи:

  1. коммуникативная
  2. сообщение
  3. обобщение через понятие
  4. регуляция активности

 

Речь может нарушаться по-разному в зависимости от нарушения части: 2 понимания синдрома:

  1. как закономерное сочетание различных функций (фактор)
  2. синдром понимается как наиболее выраженное расстройство какой-либо одной психической функции, в котором есть набор взаимосвязанных между собой первичных и вторичных синдромов.

Выделяют две основные формы речи:

  • Импрессивную ― процесс понимания речевого высказывания ― путь от слова к мысли ― проходит стадии:

-       Восприятие речевого сообщения

-       Декодирование сообщения

-       Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в общий смысловой контекст.

Письменная импрессивная речь ― чтение, устная ― слушание.

  • Экспрессивную ― процесс высказывания с помощью языка ― путь от мысли к слову. В психолингвистике переход рассматривается в контексте теории порождающих грамматик. Теория Ноема Хомского или теория Мельчука ― переход от внутренней глубинной смысловой структуры к внешней

-       Мотив-побудитель мысли, замысла. В мотиве реализуется потребность в речевой коммуникации в той или иной форме.

-       Замысел или мысль ― общая схема высказывания: что и как я скажу.

-       Поиск или выбор слов, необходимых для выражения мысли. ("лошадиная фамилия")

Письменная экспрессивная речь ― письмо, устная ― речепроизводство.

  • Восприятие речи:
  1. Перцепция звуков речи ― выделение из речевого потока звуков речи ― тех звуков, которые свойственны определенной системе языка.
  2. Синтез звуков речи в речевые единицы ― перевод отдельных звуков в цепочки. Необходимо сохранение последних поступающих элементов в памяти.

Восприятие интонационных и эмоциональных характеристик речи, выделение индивидуальных характеристик речи: кто говорит, знаком ли голос. Выделение значений отдельных единиц и контекста их употребления, восприятие переносных смыслов.

  • Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга.

Речь ― афазии; чтение ― алексии, письмо ― аграфии.

Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности.

Афазии: при поражении афферентных звеньев:

  1. Сенсорная афазия.

-       Основной дефект ― нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.

-       Симптомы ― литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи.

Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого.

Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п.

-       Локализация ― поражение левой височной области мозга.

  1. Акустико-мнестическая афазия

-       Основной дефект ― нарушение слухоречевой памяти ― невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.

-       Симптомы:    1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально-неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение.

-       Локализация ― поражение средних отделов левой височной области.

-       Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями.

-       Пробы ― снижение объема запоминания.

  1. Оптико-мнетстическая афазия

-       Основной дефект ― трудности вспоминания называния предмета или объекта ― нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет. (чаще предмет, чем действие)

-       Симптомы ― вербальные и литеральные парафазии.

-       Локализация ― поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.

-       Механизм ― уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью.

-       Проба ― картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета.

  1. Афферентная моторная афазия

-       Основной дефект ― нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.

-       Симптомы:

-       замена отдельных артикуляций, смешение звуков.

-       Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)

-       Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.

-       Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.

-       Нарушение чтения

-       Нарушения написания фраз при зажатом языке.

-       Локализация ― постцентральные отделы левого полушария мозга.

-       Механизм ― выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы.

-       Проба ― написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п.

  1. Семантическая афазия

-       Основной дефект ― распад понимания, нарушение понимания логико-грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.

-       Симптомы ― нарушение понимания:

  1. Предлогов ― "круг над крестом" и "крест на кругом" ― одно и то же.
  2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)
  3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)
  4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов.)
  5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")
  6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)
  7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун?)
  8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.
  9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен?)

-       Локализация ― зона ТПО.

-       Проба ― предъявление сложных предложений.

При нарушении эфферентных звеньев:

  1. Эфферентная моторная афазия

-       Основной дефект ― нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой.

-       Симптомы ― больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей ― непроизвольная. Телеграфный стиль ― замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже.

-       Локализация ― нижний отдел премоторной области.

-       Проба ― посчитать 1, 2, 3, 4, 5, ― 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, ― 2, 3, 4, 5.

  1. Динамическая афазия

-       Основной дефект

  1. трудности извлечения отдельных слов, особенно ― глаголов.
  2. Аграматизм ― нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной.
  3. Эхололии ― повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.

-       Локализация ― задние отделы мозга ― нарушение синтагматич. Передние отделы мозга ― формы, связанные с образованием речевого потока.

Проба ― метод заданных ассоциаций ― больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные

 

 «Афазии»

 

Название афазии

Область поражения

Причины появления симптомов

Симптоматика

Пробы на выявление

Первичный симптом

Вторичные симптомы

Сохранные функции

Афферентные афазии

1. Сенсорная афазия (афазия Вернике)

Вторичные зоны левой височной области – верхняя часть височной доли, задняя треть верхней височной извилины (41, 42 и частично 22 поля Бродмана)

Нарушение фонематического слуха – способности различать звуковой состав слов, выделяя из него фонемы – смыслоразличительные звуки языка

(фактор модально-специфического анализа и синтеза звуков речи)

В усложненных условиях теряется понимание речи, возникают литеральные парафазии с замещением оппозиционных фонем

Больной не способен понимать обращенную к нему речь, происходит возникновение сенсорной афазии (афазии Вернике)

Нарушение экспрессивной речи, напоминающей «словесный салат», речь обедняется за счет существительных, но растет употребление глагольных форм вкупе с интонационным, жестовым и общим эмоциональным сопровождением речи; нарушается письмо под диктовку; происходит общее растормаживание аффекта (снижается регуляторная функция речи); может снижаться мотивация к общению

 

 

 

 

 

Понимание контекста; общая регуляторная функция

2. Акустико-мнестическая афазия

Вторичные зоны височной области – средняя и нижняя часть височной доли левого (чаще) и иногда правого полушария (верхние отделы 21 и частично 37 полей – зона Т2) 

Нарушено декодирование звуков речи при увеличении объема их поступления к пациенту вследствие преобладания тормозных нейродинамических процессов над активирующими (проактивное и ретроактивное торможение)

Воспроизведение предъявленной серии слов при возрастании объема нарушается; идет уравнивание возбудимости релевантных и иррелевантных слов; объем воспроизведения не превышает 2-3 элементов

Возникновение акустико-мнестической афазии; резко нарушается слухоречевая память, восприятие сложных речевых комплексов, высказываний

Страдает звуковое оформление высказываний; нарушается письмо при быстрой диктовке; больной начинает говорить только короткими фразами; при перегрузках появляются также симптомы сенсорной афазии

Аффектив-ная регуляция; общение;

обобщение;

номинация предметов

3. Оптико-мнестическая афазия

Задне-нижние отделы левой височной области (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной и задне-нижние отделы 20 поля Бродмана – на базальной и конвекситальной поверхности)

2 фактора:

а) фактор зрительного анализа и синтеза в речевой сфере

б) оптико-мнестический фактор

Парциальное речевое расстройство

Больной затрудняется подобрать название конкретному предмету, заменяя его вербальными парафазиями или развернутым перечислением свойств предмета

Трудность в выборе слов для называния предметов; слово теряет визуальную поддержку; затруднен поиск слова в квазипространст-венной организации системы хранения мнестического опыта

Первичная оптическая алексия, литеральная или вербальная (при поражении правого полушария – с игнорированием левой стороны текста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функция речи в целом

4. Афферентная моторная (кинестетичес-кая) афазия

Нижние отделы левой теменной области (задняя оперкулярная область коры – 40 поле Бродмана, примыкающее к 22 и 42)

Нарушение фактора кинестетической афферентации, динамической организации последователь-ности речевых движений

При высокой скорости диктовки в письме возникают литеральные парафазии с подменой близких артикулем

Трудности артикуляции звуков речи, распад артикулем вследствие недостаточности информации от рецепторов в органах звукопроизесения; трудно дифференцируются близкие по моторике артикулемы; «каша во рту», невнятная речь

Трудности понимания обращенной к больному речи (нет подстройки речевого аппарата), с трудом читают сложные слова, письмо нарушается при зажимании языка, также есть парафазии

Функция речи в целом

5. Так называемая семантическая афазия

Левое полушарие, зона ТРО (37 и частично 39 поля Бродмана)

Нарушен фактор пространствен-ного и квазипространст-венного анализа и синтеза (страдает одновременное мысленное представление нескольких явлений)

Проверка понимания слов с суффиксами предложений с предлогами, союзами, конструкциями родительного падежа, временных и пространственных конструкций, предложений с логическими инверсиями, далеко разведенными друг от друга логически связанными словами, «переходящими» глаголами

Нарушено понимание логико-грамматических конструкций, требующих переработки реальных пространственных отношений или символических пространственных схем («коммуникация отношений», а не «коммуникация событий» - Сведелиус, Швеция)

Нарушение операционального сопровождения мышления, акалькулия

Регуляторные процессы, понимание речи в целом, чтение и письмо

Эфферентные афазии

6. Моторная эфферентная афазия (афазия Брока)

Нижние отделы премоторной коры левого полушария (передней оперкулярной зоны) – 44, частично 45 поля Бродмана

Нарушен кинетический фактор динамической организации последовательнос-ти действий в речевой деятельности

Речь пациента отрывиста и скандирована, он не в состоянии ответить даже на простые вопросы при явной сохранности понимания вопроса

Теряется плавность речи, наблюдается инертность, персеверации, может возникать «речевой эмбол» - «тромбирова-ние» акта внешней реализации высказывания словом или словосочетанием

Трудности понимания речи; письмо при быстром темпе диктовки нарушено; нарушения вербального мышления (тугоподвижность, медленная переключаемость, зацикливание); личностные изменения («застойные» черты - упрямство и т.п.)

Мотивация вести беседу и сообщать информацию; часто понимание скорее сохранно

7. Динамическая афазия

Лурия - средне-и заднелобные отделы коры конвекситаль-ной поверхности левого полушария (9, 10, 46 поля Бродмана); Прибран – медиальные отделы лобных долей

Нарушен фактор произвольной регуляции речевой деятельности; дефекты внутренней речи

Больной не в состоянии построить монолог даже на 1-2 минуты на хорошо знакомую тему, подменяя его штампами и эхолалиями

Утрата речевой аспонтанности, речевой инициативы, нарушение грамматики и синтаксиса высказываний;  в диалоге – эхолалии, штампы

Нарушения чтения, письма, мышления (общее оскудение речи, личности и интеллекта)

Импрессивные функции (понимание речи)

                           

 

 

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz