13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Классификация афазий.
Речь – это ВПФ.
Функции речи:
- коммуникативная
- сообщение
- обобщение через понятие
- регуляция активности
Речь может нарушаться по-разному в зависимости от нарушения части: 2 понимания синдрома:
- как закономерное сочетание различных функций (фактор)
- синдром понимается как наиболее выраженное расстройство какой-либо одной психической функции, в котором есть набор взаимосвязанных между собой первичных и вторичных синдромов.
Выделяют две основные формы речи:
- Импрессивную ― процесс понимания речевого высказывания ― путь от слова к мысли ― проходит стадии:
- Восприятие речевого сообщения
- Декодирование сообщения
- Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в общий смысловой контекст.
Письменная импрессивная речь ― чтение, устная ― слушание.
- Экспрессивную ― процесс высказывания с помощью языка ― путь от мысли к слову. В психолингвистике переход рассматривается в контексте теории порождающих грамматик. Теория Ноема Хомского или теория Мельчука ― переход от внутренней глубинной смысловой структуры к внешней
- Мотив-побудитель мысли, замысла. В мотиве реализуется потребность в речевой коммуникации в той или иной форме.
- Замысел или мысль ― общая схема высказывания: что и как я скажу.
- Поиск или выбор слов, необходимых для выражения мысли. ("лошадиная фамилия")
Письменная экспрессивная речь ― письмо, устная ― речепроизводство.
- Перцепция звуков речи ― выделение из речевого потока звуков речи ― тех звуков, которые свойственны определенной системе языка.
- Синтез звуков речи в речевые единицы ― перевод отдельных звуков в цепочки. Необходимо сохранение последних поступающих элементов в памяти.
Восприятие интонационных и эмоциональных характеристик речи, выделение индивидуальных характеристик речи: кто говорит, знаком ли голос. Выделение значений отдельных единиц и контекста их употребления, восприятие переносных смыслов.
- Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга.
Речь ― афазии; чтение ― алексии, письмо ― аграфии.
Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности.
Афазии: при поражении афферентных звеньев:
- Сенсорная афазия.
- Основной дефект ― нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.
- Симптомы ― литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи.
Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого.
Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п.
- Локализация ― поражение левой височной области мозга.
- Акустико-мнестическая афазия
- Основной дефект ― нарушение слухоречевой памяти ― невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.
- Симптомы: 1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально-неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение.
- Локализация ― поражение средних отделов левой височной области.
- Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями.
- Пробы ― снижение объема запоминания.
- Оптико-мнетстическая афазия
- Основной дефект ― трудности вспоминания называния предмета или объекта ― нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет. (чаще предмет, чем действие)
- Симптомы ― вербальные и литеральные парафазии.
- Локализация ― поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.
- Механизм ― уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью.
- Проба ― картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета.
- Афферентная моторная афазия
- Основной дефект ― нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.
- Симптомы:
- замена отдельных артикуляций, смешение звуков.
- Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)
- Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.
- Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.
- Нарушение чтения
- Нарушения написания фраз при зажатом языке.
- Локализация ― постцентральные отделы левого полушария мозга.
- Механизм ― выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы.
- Проба ― написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п.
- Семантическая афазия
- Основной дефект ― распад понимания, нарушение понимания логико-грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.
- Симптомы ― нарушение понимания:
- Предлогов ― "круг над крестом" и "крест на кругом" ― одно и то же.
- Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)
- Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)
- Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов.)
- Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")
- Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)
- Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун?)
- Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.
- Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен?)
- Локализация ― зона ТПО.
- Проба ― предъявление сложных предложений.
При нарушении эфферентных звеньев:
- Эфферентная моторная афазия
- Основной дефект ― нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой.
- Симптомы ― больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей ― непроизвольная. Телеграфный стиль ― замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже.
- Локализация ― нижний отдел премоторной области.
- Проба ― посчитать 1, 2, 3, 4, 5, ― 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, ― 2, 3, 4, 5.
- Динамическая афазия
- Основной дефект
- трудности извлечения отдельных слов, особенно ― глаголов.
- Аграматизм ― нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной.
- Эхололии ― повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.
- Локализация ― задние отделы мозга ― нарушение синтагматич. Передние отделы мозга ― формы, связанные с образованием речевого потока.
Проба ― метод заданных ассоциаций ― больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные
«Афазии»
Название афазии
|
Область поражения
|
Причины появления симптомов
|
Симптоматика
|
Пробы на выявление
|
Первичный симптом
|
Вторичные симптомы
|
Сохранные функции
|
Афферентные афазии
|
1. Сенсорная афазия (афазия Вернике)
|
Вторичные зоны левой височной области – верхняя часть височной доли, задняя треть верхней височной извилины (41, 42 и частично 22 поля Бродмана)
|
Нарушение фонематического слуха – способности различать звуковой состав слов, выделяя из него фонемы – смыслоразличительные звуки языка
(фактор модально-специфического анализа и синтеза звуков речи)
|
В усложненных условиях теряется понимание речи, возникают литеральные парафазии с замещением оппозиционных фонем
|
Больной не способен понимать обращенную к нему речь, происходит возникновение сенсорной афазии (афазии Вернике)
|
Нарушение экспрессивной речи, напоминающей «словесный салат», речь обедняется за счет существительных, но растет употребление глагольных форм вкупе с интонационным, жестовым и общим эмоциональным сопровождением речи; нарушается письмо под диктовку; происходит общее растормаживание аффекта (снижается регуляторная функция речи); может снижаться мотивация к общению
|
Понимание контекста; общая регуляторная функция
|
2. Акустико-мнестическая афазия
|
Вторичные зоны височной области – средняя и нижняя часть височной доли левого (чаще) и иногда правого полушария (верхние отделы 21 и частично 37 полей – зона Т2)
|
Нарушено декодирование звуков речи при увеличении объема их поступления к пациенту вследствие преобладания тормозных нейродинамических процессов над активирующими (проактивное и ретроактивное торможение)
|
Воспроизведение предъявленной серии слов при возрастании объема нарушается; идет уравнивание возбудимости релевантных и иррелевантных слов; объем воспроизведения не превышает 2-3 элементов
|
Возникновение акустико-мнестической афазии; резко нарушается слухоречевая память, восприятие сложных речевых комплексов, высказываний
|
Страдает звуковое оформление высказываний; нарушается письмо при быстрой диктовке; больной начинает говорить только короткими фразами; при перегрузках появляются также симптомы сенсорной афазии
|
Аффектив-ная регуляция; общение;
обобщение;
номинация предметов
|
3. Оптико-мнестическая афазия
|
Задне-нижние отделы левой височной области (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной и задне-нижние отделы 20 поля Бродмана – на базальной и конвекситальной поверхности)
|
2 фактора:
а) фактор зрительного анализа и синтеза в речевой сфере
б) оптико-мнестический фактор
Парциальное речевое расстройство
|
Больной затрудняется подобрать название конкретному предмету, заменяя его вербальными парафазиями или развернутым перечислением свойств предмета
|
Трудность в выборе слов для называния предметов; слово теряет визуальную поддержку; затруднен поиск слова в квазипространст-венной организации системы хранения мнестического опыта
|
Первичная оптическая алексия, литеральная или вербальная (при поражении правого полушария – с игнорированием левой стороны текста)
|
Функция речи в целом
|
4. Афферентная моторная (кинестетичес-кая) афазия
|
Нижние отделы левой теменной области (задняя оперкулярная область коры – 40 поле Бродмана, примыкающее к 22 и 42)
|
Нарушение фактора кинестетической афферентации, динамической организации последователь-ности речевых движений
|
При высокой скорости диктовки в письме возникают литеральные парафазии с подменой близких артикулем
|
Трудности артикуляции звуков речи, распад артикулем вследствие недостаточности информации от рецепторов в органах звукопроизесения; трудно дифференцируются близкие по моторике артикулемы; «каша во рту», невнятная речь
|
Трудности понимания обращенной к больному речи (нет подстройки речевого аппарата), с трудом читают сложные слова, письмо нарушается при зажимании языка, также есть парафазии
|
Функция речи в целом
|
5. Так называемая семантическая афазия
|
Левое полушарие, зона ТРО (37 и частично 39 поля Бродмана)
|
Нарушен фактор пространствен-ного и квазипространст-венного анализа и синтеза (страдает одновременное мысленное представление нескольких явлений)
|
Проверка понимания слов с суффиксами предложений с предлогами, союзами, конструкциями родительного падежа, временных и пространственных конструкций, предложений с логическими инверсиями, далеко разведенными друг от друга логически связанными словами, «переходящими» глаголами
|
Нарушено понимание логико-грамматических конструкций, требующих переработки реальных пространственных отношений или символических пространственных схем («коммуникация отношений», а не «коммуникация событий» - Сведелиус, Швеция)
|
Нарушение операционального сопровождения мышления, акалькулия
|
Регуляторные процессы, понимание речи в целом, чтение и письмо
|
Эфферентные афазии
|
6. Моторная эфферентная афазия (афазия Брока)
|
Нижние отделы премоторной коры левого полушария (передней оперкулярной зоны) – 44, частично 45 поля Бродмана
|
Нарушен кинетический фактор динамической организации последовательнос-ти действий в речевой деятельности
|
Речь пациента отрывиста и скандирована, он не в состоянии ответить даже на простые вопросы при явной сохранности понимания вопроса
|
Теряется плавность речи, наблюдается инертность, персеверации, может возникать «речевой эмбол» - «тромбирова-ние» акта внешней реализации высказывания словом или словосочетанием
|
Трудности понимания речи; письмо при быстром темпе диктовки нарушено; нарушения вербального мышления (тугоподвижность, медленная переключаемость, зацикливание); личностные изменения («застойные» черты - упрямство и т.п.)
|
Мотивация вести беседу и сообщать информацию; часто понимание скорее сохранно
|
7. Динамическая афазия
|
Лурия - средне-и заднелобные отделы коры конвекситаль-ной поверхности левого полушария (9, 10, 46 поля Бродмана); Прибран – медиальные отделы лобных долей
|
Нарушен фактор произвольной регуляции речевой деятельности; дефекты внутренней речи
|
Больной не в состоянии построить монолог даже на 1-2 минуты на хорошо знакомую тему, подменяя его штампами и эхолалиями
|
Утрата речевой аспонтанности, речевой инициативы, нарушение грамматики и синтаксиса высказываний; в диалоге – эхолалии, штампы
|
Нарушения чтения, письма, мышления (общее оскудение речи, личности и интеллекта)
|
Импрессивные функции (понимание речи)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|