Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщениями и опосредованным отражением действительности.

Стадии мышления:

1)   предварительная ориентировка в условиях задачи

2)   формирование программы и выбор средств решения задачи

3)   непосредственное осуществление различных операций, направленных на решение

4)   контроль за промежуточными и конечными результатами

5)   сличение конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом

Виды мышления:

¯ наглядно-действенное (конструктивное)

¯ вербально-логическое (дискурсивное)

-      решение арифметических задач

-      понимание смысла рассказов

-      понимание пословиц

Нарушения мышления.

Теменно-затылочная область: (пространственный синтез элементов в группы) 

апрактоагнозия – нарушение пространственной ориентировки; нарушение понимания условий задачи; нарушение операциональной стороны мышления (операции, требующие пространственной ориентировки); трудно выделять наглядные признаки и их пространственные отношения (см. пробы); сохраняется установка на решение! больной может составить план решения; акалькулии (нарушения счетных операций): зеркальность восприятия цифр и нарушение их разрядного строения.

Примеры:

256 = 2,5 и 6

100-7=94, 94-7=93

100-7=93, 93-7=94

17+25=15 (сложены все цифры) 

Пробы: задачи на конструктивный интеллект (складывание куба Линка, кубики Кооса: элементы, на которые распадается модель, не соответствуют элементам, из которых должна быть составлена конструкция)

Височная область ЛП: (последовательные дискурсивные вербальные операции) 

акустико-мнестические и сенсорные афазии (см. речеслуховые агнозии) – сужение объема воспринимаемой на слух информации (ни одна предъявляемая строчка не хочет запоминаться); сохраняется наглядно-действенное и логическое мышление, но нарушена способность выполнять последовательные дискурсивные вербальные операции, для осуществления которых нужна опора на речевые связи или их следы (помогает опора на зрительные стимулы); при устном счете – трудности в выполнении счетных операций.

Премоторная область: (временная организация всех психических процессов) 

персеверации – застревание на первом же действии (стереотипные ответы, круг крестом); нарушение динамики мыслительного процесса (динамические афазии); трудно отказаться от неправильного алгоритма; нарушение автоматизированных интеллектуальных операциях в арифметических, вербальных, наглядно-образных заданиях; но (по Микадзе) сохранена способность к выполнению автоматизированных действий при выполнении неавтоматизированных; затруднено понимание сложных семантически текстов, в т.ч. арифметических задач; при счете – застревание на отдельных элементах программы.

Лобная префронтальная область ЛП: (распад структуры интеллектуальной деятельности)

Симптомы:

-   инактивность – недостаточная интенция к организации и выполнению деятельности на всех этапах

-   игнорирование или резкое сокращение ориентировочного этапа деятельности (не выделяются существенные признаки задачи, решение на основе фрагментов) 

-   импульсивные, случайные действия вместо продуманных 

-   нарушение избирательности  (контаминации – смешение двух текстов, конфабуляции – при пересказе двухсоставных историй проблемы с второй половиной, голубка и муравей)

-   нарушение понимания сложных текстов (смущает необходимость выбора из двух альтернатив в текстах с множественным значением), контекста

-   нарушение понимания переносного смысла (Биструп: при поражении ЛП чувство юмора сохраняется, при поражении ПП – нет)

-   нарушение процесса классификации

-   акалькуляции по фрагментарному типу (100-7=93-7=83)

-   диспозитивный синдром

Пробы: кубики Кооса.

 

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz