1)     Недостаточно исследованы.

2)     Теория деятельности: эмоции – внутренние регуляторы деятельности.

Качественная специфичность эмоций во многом зависит от тех потребностей, на базе которых они формируются.  

3)     Элементарные   эмоций  - с   витальными потребностями,  сложные социальные – с социальными.

4)     Базальные эмоции: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, удивление, стыд, вина.

Общепризнанного «списка» базальных эмоций пока не существует. Эти эмоции рассматриваются большинством авторов как врожденные, присущие всем людям независимо от национальной или половой принадлежности, возраста или культуры.

5)     Связь с познавательными процессами. Л. С. Выготский, взаимосвязь «аффекта и интеллекта». Выступают как мотивирующие, «запускающие» компоненты этой деятельности, с другой — как компоненты, контролирующие, регулирующие (с помощью механизма оценки) ее протекание в соответствии с потребностью, на удовлетворение которой она направлена.

6)     Лимбическая система, гиппокамп, гипофиз, миндалевидное ядро. эмоции, с одной Эмоционально-личностная сфера имеет уровневое строение.

7)     Уровни эмоционально личностной сферы:

1)     Эмоциональная реактивность = кратковременный ответ на то или иное воздействие, имеющий преимущественно ситуационный характер.

2)     Эмоциональные состояния = отражают общее отношение человека к окружающей ситуации, к самому себе и больше связаны с его личностными характеристиками.

3)     Эмоционально-личностные качества = личностные качества человека, которые отражают его эмоциональные особенности (оптимизм, пессимизм, смелость, трусливость, агрессивность и т. п.), определенным образом связанные с особенностями его базальных эмоций.

 

8)     Характеристики:

а) качественная характеристика («модальность», связь с базальной потребностью);

б) знак;

в) интенсивность;

г) длительность;

д) реактивность, т. е. быстрота возникновения или изменения эмоции;

е) степень осознанности;

ж) степень произвольного контроля и др.

 

Патологии эмоционально-личностной сферы у Лурии – компоненты различных синдромов.

В основном на лобных больных.

При разных вариантах «лобного» синдрома: неадекватности эмоциональных реакций (эйфории, безразличия), некритичности, отсутствия устойчивых переживаний (или «эмоциональных конфликтов»), изменения отношения к близким, к окружающим, снижения уровня интересов, растормаживания элементарных влечений и т. д.

 

Длительное время изучались преимущественно психиатрами.

1. А. Р. Лурия считал, что при локальных поражениях мозга между нарушениями эмоционально-личностной сферы и когнитивных процессов возможна диссоциация двух типов: 

а) при явных эмоционально-личностных расстройствах частные когнитивные функции (восприятие, память, мышление, речь) остаются относительно сохранными;

при поражении передних отделов больших полушарий.

б)   нарушения различных когнитивных процессов протекают на фоне относительной сохранности эмоционально-личностной сферы.

При поражении задних отделов.

è  передне-задние  различия нейропсихологических синдромов по отношению к эмоционально-личностной сфере.

 

2. Второе противопоставление синдромов, включающих эмоционально-личностные нарушения, согласно А. Р. Лурия, связано с поражением конвекситальных и медиобазальных отделов коры больших полушарий.

 

медиобазальные отделы мозга - регуляция состояний мозга, модификация тонуса коры, влечений и аффективной жизни = аппарат, надстроенный над образованиями лимбической системы и ретикулярной формации мозга.

Поражения медиальных отделов лобной коры - никогда не вызывают первичных нарушений гнозиса и праксиса, все в порядке.

Дефект - отчетливое снижение тонуса, тенденция к акинетическому состоянию, быстрая истощаемость, стойкие изменения характера (повышенная эффективность, вспыльчивость, растормаживание примитивных влечений, нарушение контроля за эмоциональными реакциями и т. п.).

Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей - в большей степени выражены собственно личностные расстройства в виде изменения поведения, аспонтанности, импульсивности, изменения отношения к себе, к близким, некритичности, снижения уровня интересов и т. д.  

Правое полушарие – анозогнозия, не регулирует речевые функции.

 

Асимметрия мозга:

При поражении правого полушария - выражены ярче, чем при поражении левого полушария.

Правое = отмечается лабильность эмоциональных реакций, неспособность к эмоциональному контролю.          

Височная:

правая -  либо чрезмерные по силе аффекты, либо резкое снижение аффективного тонуса.

Левое - часто тревожно-фобическая депрессия.

Правое - состояния благодушия, веселости, а также безразличия.

Левополушарные - заторможенностью, вялостью, пассивностью, депрессивным состоянием, подавленностью;

 

Эксперименты:

Выключение левого полушария – часто депрессия, правого – эйфория.

Клиника: патологический смех – часто правостороннее, плач – левостороннее.

В таких случаях возможны как постоянные эмоциональные расстройства, так и пароксизмальные аффективные нарушения.

 

Психиатры выделяют три основные локализации поражения мозга, связанные с эмоциональными нарушениями.

1)     поражения гипофизарно-гипоталамической области - постепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств (мимики и пр.) на фоне изменений психики в целом.

2)      поражения височной области (особенно правого полушария)  - устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне сохранных личностных свойств.

è  При поражении медиальных отделов височных долей - агрессивность, негативизм.

3)     При поражении лобных долей мозга - обеднение эмоций, появление «эмоциональных параличей» или эйфории в сочетании с грубыми изменениями всех психических процессов и личности больного.

 

Методики, направленные на изучение разных аспектов эмоций:

♦ на распознавание эмоционального состояния по голосу.

♦ на ранжирование, оценку и выбор фотографий эмоционально-выразительных лиц

1. Лобные доли. В эмоциональных нарушениях присутствует лобный синдром. При массивном двустороннем поражении возникает безразличие, благодушие, эйфория. При этом исчезает чувство ответственности, долга. Отсутствует критичность. Эмоционально-личностные, мотивационный нарушения. Болезнь Альцгеймера, опухоли. Беспечность, импульсивность. Базальный лоб: вспыльчивость, раздражительность, агрессивность, снижается чувство юмора. Левый лоб: депрессия, плаксивость, подавленность, вялость, апатия. Правый лоб: благодушие, беспечность, эйфория. Исследования: карточки с изображением лиц с эмоциональными состояниями. У Больного с поражением левого лба – предпочтение отрицательных эмоций и слов, склонность к ошибкам отрицательных эмоций. Правый лоб – наоборот.

2. Височные области. Правый висок: аффекты страха, тоски, ужаса. Вегетативные сдвиги (учащение пульса, дыхания, потливость). Параксизмы (приступы) ярости, тревоги. Деперсонализация и дереализация. Человек не может найти себе места. Левый висок: постоянные эмоциональные расстройства, связанные с ипохондрическими, депрессивными расстройствами, плаксивость. Тревожно-фобические расстройства. Медиальный висок: агрессивность, негативизм.

3. Гипофизарно-гипоталамическая область. Подкорковые структуры мозга. Идет нарушение Деятельности эндокринной системы. Грубые случаи: деменция (слабоумие приобретенное). Возникает гипофизарная деменция – возбуждение (эйфория либо агрессия). Обеднение эмоц. сферы. Постепенно возникает эмоциональная глухота, слепота. При опухоли гипофиза: 1) акромегалия – гиперпродукция соматотропного гормона. Изменяется внешность: обрастает волосами, изменяются пропорции лица, увеличиваются стопы и кисти. Утомляемость, астения, эмоц. лабильность, обидчивость, ранимость, необщительность, подавленное настроение. Ажитированная депрессия, аффекты злобы и ярости. Критичность сохраняется. 2) адипозо-генитальная дистрофия – гипопродукция соматотропного гормона. Не хватает гонадотропных гормонов, гипофиза. Тупая эйфория, безразличие, вялость, сонливость. Обеднение эмоциональной сферы. Эпилептиформные припадки, нарушение сознания, постепенное обедение эмоциональной сферы. Синдром Кушинга – нарушение диэнцефальных отделов мозга. Неустойчивость настроения, слезливость, раздражительность. Расстройства памяти. Гипоталамический синдром – нарушение функций гипоталамуса (перегрев, смена климита, эмоциональное потрясение). Такие сдвиги могут вызвать и повышение температуры, и нарушение эндокринного обмена веществ, нарушение Деятельности половой системы. Возникают расстройства влечений (инстинкты), базовые влечения. Нарушается социальная адаптация. Склонность к образованию зависимостей, депрессивных состояний, тревога.

Поражение левого полушария приводит к постоянному изменению эмоционального фона, усиление отрицательных эмоциональных переживаний.

Правое полушарие больше связано с параксизмами (приступами). Усиление положительных переживаний.

Последствия поражений будут зависить от индивидуально-личностных характеристик.

 

 

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz