«Эффект экспериментатора» и проблема идентичности экспериментальных условий; эксперимент Джонсона.
Эффекты экспериментатора. (Личностные свойства экспериментатора накладываются на личностные свойства испытуемого; воздействие ожиданий и установок испытуемого и экспериментатора и т.п.).
Эффект испытуемого: добровольцы и клиенты. Актуализация «мотивации экспертизы».
В проективных методиках – большое личностное включение э-татора в общение с испытуемым. Стандартные опросники – исключают такое общение. Психофизический экс-т – э-татор дает инструкцию, экс-ты по мышлению – обязательно общение.
Влияние характеристик э-татора: его пол, возраст, престиж в глазах испытуемого, привлекательность, доброжелательность, предварительное знакомство с испытуемым…
Эти факторы обычно рассматриваются на этапе первичного контроля и при оценке репрезентативности данных. ЭЭ могут выступать источниками как систематических, так и несистематических смешений.
Четыре характеристики заданий, способствующие проявлению эффектов экспериментатора:
1) участие его в деятельности испытуемого; 2) двусмысленность заданий; 3) трудность заданий; 4) соответствие характера задания и рассматриваемого свойства экспериментатора.
Розенталь – «эффект Пигмалиона» - непроизвольное способствование э-татора в проявлении тех закономерностей, в истинности к-рых он убежден. Эффект наведения испытуемого на нужную стратегию.
Проблема идентичности эксп. условий:
Испытуемый активен в построении им образа ситуации, разные испытуемые имеют разные образы мира. Задать один уровень НП сложно. Испытуемые по-разному понимают задачу. Также влияют личностные ценности. (Эксп-т Корниловой про юристов, к-рые решали как вести себя президенту). В экспериментах, где речь идет о представленности в экспериментальной модели (ЭМ)прогнозируемых реальных ситуаций, восприятие их испытуемыми вносит контексты неидентичности понимания и неравенство одного уровня НП для разных людей.
ЭМ – создаваемая в эксп-те ситуация, позволяющая установить связь между НП и ЗП.
Проиллюстрировать эффекты экспериментатора можно на материале эксперимента Джонсона.
Проверялась гипотеза о том, что повышенная ориентировка женщин с определенными личностными свойствами на поведение экспериментатора-мужчины приводит к тому, что у них актуализируются сексуально окрашенные ассоциации при выполнении заданий. Было две группы: экспериментальная – женщины с истерической акцентуацией, контрольная – без акцентуаций. Экспериментальное воздействие - в заданном «обольщающем поведении экспериментатора» (делал комплементы, дотрагивался до руки девушки, когда вел ее в экспериментальную комнату). В контрольном условии он ничего не делал. (То есть, имеем 4 вида ситуаций). Далее испытуемые должны были выполнять задачи на зрительное распознавание неопределенного материала (нейтрального и сексуально окрашенного – слово «пол») и заучивать парные ассоциации. В группе «истеричных» вербальное научение при сексуально окрашенных ассоциациях шло значительно быстрее, особенно при обольщающем поведении экспериментатора. Но в контрольной группе такое поведение экспериментатора никак не влияло на результаты. То есть, здесь мы видим, как эффект испытуемого накладывается на эффект экспериментатора и вместе они приводят к изменению результатов.