Популяционные гипотезы и выборочные обследования
Популяционная валидность – аспект распространения обобщения за пределы экспериментальной ситуации на те популяции, из которых отбирались участники исследования.
Популяционные гипотезы – отличаются от экспериментальных; проверяются в других типах исследования – в выборочных обследованиях. Не являются каузальными и формулируются как высказывания о распределенности того или иного св-ва в популяции (при возм-ти его измерения у лиц репрезентативной выборки)
Специальная проблема здесь: учет равной доступности популяции. Надо также получить у всех согласие.
Чаще исследователи имеют дело с ситуациями, где сравниваются две неизвестные популяции путем сопоставления выборочных значений исследуемой переменной. «Неизвестность» - нет предварительных данных о том, как интересующее нас св-во распределено в популяции, какие межиндивид. различия можно ожидать.
Исследовательская цель обычно – сравнение популяций (при сравнении выборочных средних?).
Выделяются диагностические переменные, характеризующие личность и устанавливается сходство/различие между выборками, представляющими популяции.
Иногда такие обследования называют статистическими, т.к. вместо экспериментального контроля здесь статистически вычленяются смешения с побочными факторами.
Выборочными обследованиями также можно назвать такие, в кот. присутствует нек. воздействие, и его эффект оценивается по отн. ко всей популяции, подвергнувшейся воздействию. Т.е. здесь добавляется предположение о возд. факторе, как причине различий.
Но это доэкспериментальный планы, например как воздействие – новый метод обучения и т.п.
Важные понятия:
Генеральная совокупность – совокупность единиц (людей), относительно кот. необходимо сделать вывод на основе выборки.
Выборка – это часть (подмнож-во) генеральной совокупности.
Выборка и совокупность связаны посредством процедуры отбора.
Репрезентативность выборки – осн. аспект оценки популяц. валидности, предполагающий, что в рез-те использования спец. стратегий отбора испытуемых из более широкой популяции показанная в исследовании выборка его участников хорошо представляет эту популяцию людей.
Популяционная валидность – оценка того, насколько правомерно распространять обобщения, полученные на основании использования в исследовании ограниченного числа испытуемых, на более широкие выборки испытуемых, на популяции.
Проблема оценивания психологической переменной, выступающей в роли ЗП, когда даны ее выборочные значения.
Сначала популяция известна – потом неизвестна (пример с ЕГЭ).
Цель часто: установление распределений пси признаков.
В выборочных обследованиях особое внимание надо уделять побочным факторам, приводящим к смешениям с изучаемым фактором.
Пример: исследование А. Прихожан: изучалось св-то тревожности у подростков в районах, пострадавших от Чернобыльской аварии.
Применение психодиагностических методик.
Проблема: смешения с фактором задач (различия в построении образа задачи).
ВЫБОРКИ: вероятностные (простые, систематические, многослойные – в 2 этапа:распред.по слоям и вероятн. отбор); селективные (целевые) – например, кластерная.