Кросс-культурные исследования в психологии.
Кросскультурные исследования в психологии (ККИ) – это квазиэкспериментальные схемы сравнений однородных выборок, отличающихся фактором их культурной принадлежности, с целью проверки гипотез о влиянии этого фактора на психологические показатели.
Культура понимается в качестве характерного образа жизни людей, объединяемых территориальной, языковой общностью и контекстными переменными.
6 глобальных культурных зон: Африка, Азия, Сев. и Юж. Америка, Австралия, Европа, Средиземноморский бассейн.
Единицы анализа культур выделяют с точки зр. проверяемых гипотез.
2 тенденции при кросскульт. анализе:
1) предположение об универсалиях как общих хар-ках, сквозь призму к-рых можно оценивать разные культуры.
2) предположение о принципиальной уникальности культур.
Предпочитаемые методы: сравнительный анализ с позиции заранее выделенных общих и отличит. Хар-к; анализ индивидуальных случаев и ср-ва качественной методологии (номотетический подход – с т.зр. нормативности выборки и идеографический – с т.зр. особенность данного случая).
В качестве базисных пси процессов, обуславливающих кросскультурные различия, выступают контекстные переменные.
Контекстные переменные – это реконструируемые в ККИ однородные и сравнительно постоянные факторы, условия жизни людей, рассматриваемые как проводники влияния культуры на психические процессы, структуры и закономерности. они могут выступать аналогами НП.
Осн. проблемы организации валидного ККИ:
- обоснование контекстных переменных и фиксируемых пси показателей (как аналогов ЗП);
- установление связей между контекстными переменными и измеряемыми ЗП;
- рассмотрение конкурирующих объяснений.
Осн. аспекты планирования ККИ:
1) Содержательное планирование:
- какие выборки (культуры) будут представлены в схеме в соответствие с целями и соображениями удобства;
- какое кол-во уровней – сравниваемых групп;
- необходимое число испытуемых в выборке;
- решение вопроса операционализации измеряемых переменных (аналогов ЗП).
2) Формальное планирование: сочетание элементов межгрупповых сравнений, квазиэксперимента с временными сериями и лонгитюдного анализа.
По мнению ряда исследователей число культурных единиц должно быть не менее трех: т.к. различия в двух группах м.б. связаны не с факторами культуры, а обусловлены внешними ПП (напр, соц. различия).
Типы ККИ
Классификация Ван де Вийвера и Люна.
Два основания:
1) исследования для проверки заранее сформулированных гипотез, исходящих из теории, или поисковые исследования, когда существующих данных недостаточно для выдвижения конкретных гипотез;
2) наличие или отсутствие контекстных переменных;
Принятие во внимание контекстных переменных
|
Ориентация
|
На проверку гипотез
|
На поиск различий
|
Нет
|
Обобщающие ККИ
Сравнение разных выборок с точки зр. представленности общих базис.переменных. Используют схему дополнительного варьирования
«+»: установление сопоставимости данных
«-»: проблемы интерпретации КК различий, т.к. нет конткстн. переменных
Пр: Шварц, исследование ценностей (более 30 стран)
|
Эксплораторные ККИ различий
«+»: непредубежденность в отношении кросскульт. различий
«-»: проблемы с интерпретацией полученных рез-тов.
Пр: Корнилова, Григоренко – сравнит. анализ мотивац. профилей студентов Московского и Йельского университетов.
|
Да
|
Базирующиеся на теории ККИ
«+»: изучение взаимоотн. между факторами культуры и пси переменными;
«-»: недостаток внимания к альтернативным интерпретациям.
Пр: исследование Брунера: контекстная переменная – обучение в начальной школе для развития мышления чел-ка;
Лурия: у узбеков нет иллюзий, НО смешивается культура и грамотность
|
Эксплораторные ККИ для обоснования внешней валидности
Здесь часто применяется регрессионный анализ.
«+»: акцент на интерпретации кросскультурных различий;
«-»: выбор контекстных переменных м.б. случайным, неосмысленным.
|
Прямого Х-воздействия в ККИ нет.
Общий прием задания аналогов НП – контроль состава групп, т.е. отбор испытуемых в группы по критериальным признакам.
1 этап – преднамеренный отбор популяций – обоснование обращения к опред. культурным различиям и выборкам;
2 этап – расширение базы данных, на к-рых строятся сравнения выборок, использование нескольких методик измерения базисной переменной. Статистический контроль – общая стратегия контроля ПП в ККИ.
Три осн. стратегии отбора испытуемых в ККИ: (нужны эквивалентные группы, но отличающиеся по культурному признаку – сложно!)
1. Отбор популяций и выборок из них по соображениям удобства и доступности испытуемых. Здесь редко реализуется рандомизация. Обычно это критериальные выбоки (студенты, например). Послойный отбор с рандомизацией здесь был бы предпочтительной стратегией.
2. Систематически отобранные выборки. Если предполагается континуум значений на шкале, выступающей аналогом НП, то отбираются лица, представляющие эти ур-ни фактора в каждой из культур. Систематичность здесь – связь с представленностью разных уровней аналога НП.
3. Случайный отбор культурных групп. Изначально большое множество культур. Рандомизация проводится относительно выбора самих культурных групп.
Угрозы конструктной валидности – неидентичность конструктов в разных культурах.
2 подхода к обеспечению конструктной валидности (как отсутствия доминирующих влияний со стороны одной из культур):
1) децентрация – исследователи из разных культур работают вместе;
2) конвергенция – исследователи из всех культур разрабатывают свои методы и методики, к-рые затем применяются во всех изучаемых культурах для проверки схожести паттернов получаемых результатов.
Погрешность измерений – показатель операциональной валидности ККИ – связана с обеспечением эквивалентных условий проведения исследования, сопоставимых уровней ознакомления с материалом, а также эффективности коммуникация между исследователем и испытуемым.
3 вида погрешностей:
1) Конструктный.
- неполное перекрытие определений конструктов в культурах;
- неполный охват конструкта;
- дифференциальная допустимость содержаний методик (навыки, не входящие в репертуар навыков одной из групп)
2) Методический (операциональный)
- дифференциальная соц. желательность;
- разные паттерны ответов;
- разная привычность стимулов и способов реагирования на них;
- несопоставимость выборок;
- эффекты экспериментатора;
- коммуникативные проблемы между исследователем и респондентом
3) На уровне заданий:
- плохой перевод заданий;
- неадекватные формулировки (слишком сложные)
- зависимость ответов от дополнительных свойств испытуемого, не интересующих исследователя
- различия в допустимости содержания отдельных заданий