Истинные и доэкспериментальные планы (по Кэмпбеллу)
Критерий Кэмпбелла (относительно формального планирования).
Доэкспериментальные планы:
1. Анализ единичного случая. Понимания АЕС:
Кэмпбелл: план «только Х» или ХО. Контрольной группы нет, и ЗП измеряется после организации экспериментального воздействия. Х может вообще отсутствовать.
Задача обследования (нейро- и патопсихологическая диагностики).
Здесь не представлена организация уровней определенной НП, а использование психологических методик включает и актуализацию исследуемых процессов, и психодиагностическую направленность заключений.
Описание и объяснение психологических свойств конкретного субъекта строятся путем проверки множества гипотез, выбор которых направляется ситуацией в рамках задачи описания индивидуального случая. АЕС базируется на теории, призванной применительно к используемому методическому средству задать систему ориентиров для обсуждения актуализируемых свойств и процессов. Проблемы:
- Должны быть нормативные показатели («норма»). Являясь экспериментальными результатами для ранее проведенных экспериментов, эти экспериментальные зависимости могут рассматриваться в качестве критериев отличия обследуемого субъекта. Пси гипотезы не обязательно будут выступать в качестве причинно-следственных.
- Нет заранее ограничений в поле психологических гипотез. В ситуации обследования одна диагностическая гипотеза может сменять другую, одно выявленное свойство может натолкнуть на гипотезу о другом и т.д. Если заранее нет возм-ти указать общие положения, важные для понимания данного случая, то путь выдвижения гипотез будет индуктивным. В качестве методик используются функциональные пробы, за которыми как бы просматривается направленность связанных с ними гипотез, но выбор их не определен.
- Главными регуляторами исследования служат опыт и интуиция психолога. Также надо знать жизненный контекст испытуемого, цели, задачи и поводы обследования и т.п.
2. Межгрупповые доэкспериментальные схемы:
Анализ единичного случая, где «случаем» представлена группа людей.
Например, педагогические эксперименты с одним Х-воздействием и одной группой.
Проблемы:
- возможно, в выбранной группе изначально более сильные студенты;
- возможно, понимание учащимися факта эксперимента заставило их работать более усердно;
- возможно, рез-т связан с личностью преподавателя.
Предварительное и итоговое тестирование на одной группе (О’ХО”).
По сравнению с первым, этот план лучше, т.к. учитывается величина изменения ЗП от первого ко второму измерению (т.е. есть контроль ЗП на уровнях «до» и «после» воздействия). Причины малой достоверности выводов:
1) Фактор «фона». Сначала провели первичный замер (О’), однако замер О” проходил в измененной ситуации!
2) Фактор «естественного развития». Здесь то же самое, только ситуация – изменился возраст испытуемых и т.п.
3) «Эффект тестирования». Сам факт тестирования вызывает эффект тренировки.
4) Фактор «реактивности» испытуемых. Сама по себе процедура измерения переменных может выступать стимулом для изменения поведения, оценок или мыслей испытуемых (+ «эффект Розенталя»).
Выводы по доэкспериментальным планам: в этих планах отсутствует контроль за уровнями НП, вследствие чего нельзя сделать вывод о действии НП и нельзя отвергнуть многообразия др. объяснений изменений ЗП – «третьи» переменные (т.е. указанные побочными факторами). Эти конкурирующие гипотезы не могут быть отвергнуты из-за отсутствия данных о ЗП в аналогичных условиях для контрольных групп (где нет активного уровня НП).
Истинные экспериментальные планы.
1. Интраиндивидуальные схемы.
Обеспечение внутренней валидности – основная цель планирования при разработке интраиндивидуальных схем сравнений ЗП. Факторы времени и последовательности – основные угрозы смешений. Фактор задач – третий основной источник угроз внутренней валидности.
Основные интраиндивидуальные схемы направлены на решение проблем контроля систематических и несистематических смешений. Перечислим главные из них:
-случайная последовательность (Использование таблицы случайных чисел)
-Квазислучайная последовательность включает дополнительное условие: общее число проб делится на равные микропоследовательности.
-Схема регулярного чередования выглядит как повторяемость одних и тех же условий в неизменном порядке: АБАБАБ.
-Схема позиционного уравнивания – четвертая из наиболее часто используемых. АББА
2. Межгрупповые схемы.
Эксперименты, в которых участвуют не отдельные испытуемые, а группы испытуемых. Преимущества:
1. Выводы можно распространить на более широкую популяцию.
2. Более экономичен, чем индивидуальный.
3. Возможность применять более эффективные схемы межгрупповых сравнений.
1. Простой план для экспериментальной и контрольной групп без предварительного тестирования.
RXO’
R O’’
Х – воздействие. О – ЗП. Рандомизация – R.
2. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.
RO’XO”
RO O”
ОРД здесь подсчитывается как сравнение разницы в приращениях ЗП между эксп. и контр. условиями (О2-О1)- (О4-О3).
3. План Соломона.
Сравнение четырех групп: двух экспериментальных и двух контрольных с введением фактора «наличие или отсутствие предварительного тестирования».
RO1XO2
RO3 O4
R XO5
R O6
3. Кроссиндивидуальные схемы. (!)
это экспериментальные планы, предполагающие задание разных последовательностей, включающих все уровни экспериментального фактора, разным испытуемым или разным группам испытуемых.
Планы:
1) Реверсивное уравнивание.
Двум разным группам испытуемых условия предъявляются в прямом и обратном порядке (АВС – первой группе, ВСА – второй). Усреднение показателей ЗП происходит при этом для общего числа проб отдельно по каждому уровню НП. часто используются для многоуровневых экспериментов. Фактор времени по-разному влияет на А,В и С, чтобы решить эту проблему – полное уравнивание.
2) Полное уравнивание (контроль эффектов последовательности):
- латинский квадрат (план орг-ции многоуровневого экс-та, где вторым экспериментальным фактором выступает определенный порядок предъявления НП: в каждой последовательности всех ур-ней НП занимает новое место).
- сбалансированный латинский квадрат (любому уровню НП один раз непосредственно предшествует каждый другой уровень)
Планы предъявления всех уровней экспериментального фактора одному и тому же испытуемому и в однократном предъявлении каждой микропоследовательности разным испытуемым. Сбалансированный квадрат отличается тем, что в нем любому уровню НП один раз непосредственно предшествует каждый другой уровень. Но есть эффекты центрации и края.
Для кроссиндивид. схем отбор испытуемых в группы тот же, как в случае межгрупповых схем. Преимущество кроссиндивидуальных схем состоит в построении на их основе функциональных зависимостей.