Основные квазиэкспериментальные планы.
Квазиэкспериментальные схемы организации сбора данных – к-рые позволяют проверять псих. гипотезы, ориентируясь на нормативы, сложившиеся при построении исследования и выводов на основе осуществления экспериментального метода. Предполагают снижение форм экспериментального контроля. Иногда вынужденное – при сложных зависимостях, чье моделирование почти невозможно. Иногда – изменение логики вывода.
Квазиэкс-т в широком смысле – способы планирования и сбора данных, включающие элементы экспериментирования. Но не все его этапы.
Квазиэкс-т в узком смысле – специфика форм организации исследования, если направлено на проверку каузальной гипотезы, но с недостаточным контролем за экспериментальным воздействием и побочными факторами.
Примеры квахиэкспериментов в узком смысле: различные группы схем:
- Межгрупповые схемы с полным контролем НП, но без выполнения условия рандомизации.
- Межгрупповые схемы с аналогами НП (схема контроля пост фактум)
- Схемы с одной группой испытуемых, в кот. представлены изменения, связанные с фактором времени (временной тренд).
Условия НП в квазиэкс-те проявляют действия глубинных причин, полагаемых в качестве базисных переменных. Эксп-льные условия – для того, чтобы проявить это глубинное воздействие, но не осуществить. А.Фрейд – исследование рисунков детей, к-рые во время 2й Мировой Войны были в концлагерях или с матерями (этот фактор не контролировался психологом).
Базисная переменная (БП) - на нее воздействует НП. Соотносится с понятием базовых процессов.
Базисный процесс – исследуемый псих. пр-сс, реконструируемый на основе теоретических предположений и установления связи между НП и ЗП.
Базисная побочная переменная (БПП) – в контексте контроля за выводом (пост фактум) в квазиэксп. – это переменная внутренних условий, которая смешивается с основным изучаемым базисным процессом (субъектная переменная, фактор межиндивидульных различий).
Цели и ограничения выводов при квазиэкспер. обусловлены след моментами:
1. Стремление исследовать сложные молярные каузальные зависимости, не воспроизводимые в лабораторных условиях, приводит к тому, что эксперименты проводятся в полевых условиях, где хуже контролируются случайности (смешения)
2. Для снятия такой угрозы валидности вывода, как знание испытуемого о самом факте экспер, проводится замаскированный эксперимент (слепой опыт - создание условия, когда факт проведения исследования и его цели неизвестны всем его участникам).
3. Испытуемые могут демонстрировать и др. тенденции в изменении поведения в силу актуализации особых видов мотиваций (напр, мотивация экспертизы).
4. Существуют зависимости, которыми управлять невозможно (внутренние, субъективные условия).
В первых 3х случаях обычно применяют различные квазиэкспер. планы с недостатком контроля до осуществления экспер. воздействия. В дополнение к этим планам можно воспользоваться др. способами контроля – контроль с помощью дополнительного варьирования и статистического контроля. Для 4го случая применяют качественно иной способ контроля, а именно: контроль путем выбора «когда и на ком проводить измерения» (контроль пост фактум). То есть, экспериментатор подбирает группы людей для измерения ЗП, полагая различия уже состоявшимися или существующими безотносительно к плану исследования (пол, мотивация и проч).
2 осн. направления снижения форм контроля при формировании эксп. и контр. групп:
1) невыполнение условия рандомизации при отборе испытуемых;
2) рассмотрение в качестве аналога НП отличия между группами, которое вводилось как основание неэквивалентности групп.
1. Стратегия подбора групп по заданному признаку.
Подбор пар испытуемых – позволяет рассматривать квазиэксп. исследование как сходное с корреляционным. Признак, выбранный как вариата, здесь может формулироваться как аналог ЗП или как аналог НП (реконструируемая причинно-действующ. переменная). Испытуемые, подобранные в пару, будут отличаться по какому-то признаку. Именно различительный признак будет лежать в осн. отличия однородных групп в квазиэксп. Пример: Бандура и Уолтерс – связь подростковой агрессии с отвержением в семье. Подростки в каждой паре различались по показат. агрессии. Цель – задание различия между группами по контролируемой переменной – аналогу НП. Контроль эквивалентности – по ПП (ф-р межиндивидуальных различий).
2. План с неэквивалентной контрольной группой.
В педагогических исследованиях распространен план с неэквивалентной контрольной группой (один из квазиэкспериментальных планов со снижением контроля до организации воздействий). Если в эксперименте используются реально сложившиеся коллективы, например учебные группы, то экспериментальное и контрольное условия нельзя считать уравненными, так как между группами возможны различия, которые могут «наложиться» на изучаемую закономерность и обусловить неверные интерпретации. Измерение ЗП до и после экспериментального воздействия. Влияние фактора естественного развития. Включение неэквивалентной контрольной группы отвергает гипотезу о роли фактора состава групп и естественного развития.
3. Смешанный план контроля внешних и внутренних условий.
Переменная внутр. условий (индивидуальные особенности психологов в службе ЧС) смешивается с переменной внешних условий: например склонность к риску(внутр.) влияло на ЗП (решение о заключении под стражу), она смешивалась с переменными внешних условий (наличие свободных мест в клинике принудительного лечения, в какой ситуации применялось решение – ЧС или обычная)
Неэквивалентные группы различаются не по уровням экспериментальных воздействий, а по заданному экспериментатором параметру. Функциональный контроль уровней переменной (аналога НП) заменяет организацию воздействий.
4. Применение статистического контроля.
Увеличение числа испытуемых для выявления смешений БП с БПП. В отличие от КИ, здесь выводы строятся иначе. Одна часть квазиэксп. схем строится на осн. истинных (по Кэмпбеллу) эксп. планов, но здесь ограничения в контроле угроз валидности (напр, из-за неэквивалентности групп). Другая часть – включают только выбор исследователя, когда и на ком проводить измерения, характеризуется отсутствием экспериментального контроля. Здесь осуществляется статистический контроль – контроль после того, как завершена осн.эмпирическая часть исследования (контроль пост фактум). Для этого нужно дополнительно измерить БПП (источники смешений).
- Контроль пост фактум
Общая схема представляет собой систему сравнения влияния БПП, измеренных в качестве индивидуальных различий, на изучаемый базисный процесс.
Контроль за выводом включает 3 этапа:
1) Этап первоначального подбора групп с разным составом, отличающимся по ур-ням осн. БП;
2) Экспериментальное сравнение значений ЗП в этих группах, поиск «эффекта» БП;
3) Контроль смешений выявленного осн. эффекта с БПП.
- Временной тренд
Схема временных серий предполагает возм-ть многократного (длительного) измерения ЗП как до, так и после воздействия, рассматриваемого как экспериментальное.
Получаемые кривые отражают динамику врем. изменений – это и есть временные тренды. При анализе временного тренда время – аналог НП. Если эксп. воздействие в опред. промежуток времени изменяет высоту, то это нарушение временного тренда.