6. Структура процесса учения: процесс и результат.
Учение – процесс приобретения знаний и умений.
В процессе учения по Ильясову можно выделить два основных компонента:
1) уяснение содержания знаний и действий, усваиваемых в учении,
2) отработку (освоение, закрепление) знаний и действий.
Эти компоненты могут протекать как последовательно, так и параллельно во времени (однако начинается процесс всегда с первого компонента).
На первом этапе происходит возникновение в опыте учащегося новых знаний и действий их состава, структуры со всеми содержательными и формальными простыми и составными характеристиками и производными от них внешними параметрами.
Первичные характеристики состава и структуры знаний:
1. Простые:
1.1. Содержательные:
а) полнота состава;
б) дифференцированность компонентов;
в) обобщенность компонентов;
г) характер отношений компонентов (сочиненность — подчиненность);
д) порядок осуществления (последовательно — одновременно);
1.2. Формальные:
а) форма (уровень) действия (материальная, речевая, умственная);
б) степень автоматизированности компонентов;
Дифференцированность действия – это мера различения субъектом существенных и несущественных для действия признаков предмета.
Автоматизированность действия характеризуется количеством его операций, осуществляемых неосознанно.
Обобщенность действия задается широтой класса объектов, с которыми оно может осуществляться правильно.
Сознательность действия проявляется. в способности субъекта дать отчет о его составе.
Прочность действия определяется длительностью перерыва в применении усвоенного действия, после которого оно еще может осуществляться с нужными показателями.
2. Составные:
а) разумность (сочетание полноты, дифференцированности и обобщенности);
б) сознательность (сочетание полноты и возможности осуществления в речевой форме);
в) абстрактность (сочетание обобщенности и умственной формы);
г) освоенность (как сочетание полноты, обобщенности, дифференцированности, умственной формы, автоматизированности).
К производным от первичных внешним характеристикам знаний и действий относятся правильность, скорость и легкость актуализации и осуществления, прочность.
На втором этапе происходят изменения возникших в опыте учащегося новых знаний и действий по формальным первичным параметрам (уровню и развернутости) и производным от них внешним характеристикам (скорость, легкость актуализации знаний и осуществления действий, прочность).
Процесс учения характеризуется некоторыми свойствами:
Первичные
|
Производное
|
Результативность
(достигнут или не достигнут результат)
|
Эффективность как отношение результативности к двум другим первичным свойствам
|
Длительность, скорость, темп
|
Напряженность
|
Структура процесса учения:
1. На основе функциональных признаков компонентов: нахождение знаний -> закрепление знаний и действий -> переработка знаний -> применение знаний - установление связей - упрочнение знаний - уяснение ориентировки - отработка и т.д (Торндайк, Пиаже, Брунер, Гальперин, Давыдов)
2. Через функциональные признаки и познавательные процессы - восприятие, осмысление, понимание, закрепление, овладение, переработка знаний и тд (Коффка, Бандура, Леонтьев, Рубинштейн)
3. Через этапы решения творческих задач - столкновение с проблемой и ее анализ, выдвижение гипотез, нахождение решения (Толмен)