Специфика разных типов психологического эксперимента

- Отнесенность к определенной предметной области (эксперимент в сфере психологии восприятия, мотивации и проч);

- Эксперимент реальный и мысленный;

-Естественные, искусственные и лабораторные эксперименты.

Данный критерий классификации задается отличиями независимых переменных с точки зрения их соответствия условиям реальной жизнедеятельности человека или теоретическим понятиям, операционализируемым на уровне конкретных методических средств.

В любом случае экспериментальные условия строятся как экспериментальные модели, репрезентирующие изучаемые причинно-следственные связи.

Естественный-искусственный-лабораторный. Тип представленных в эксп.методе переменных задает тип экспериментов.

Лабораторный экс-т – очищение условий эксперимента, чтобы можно было изменять единичные НП. Могут измеряться переменные, к-рым в реальности ничто не соответствует (методика дихотомического прослушивания). Специально созданные условия, ни на что не похожие. Теоретическая ситуация. Конструкты представляют НП и ЗП, а не внешние реальные типы деятельности. В лабораторном эксперимента экспериментальная модель (ЭМ) реализует те представления о связи НП и ЗП, которые репрезентируют психологич. конструкты, заявленные в научной теоретич. гипотезе.

Искусственный экс-т – экспериментальная ситуация моделирует исследуемую реальную, но позволяет лучше контролировать связь между НП и ЗП за счет элиминации (устранения) ряда ПП, обычно представленных условиях жизнедеятельности человека.  Например – тренажер для летчиков. НП выступает комплексной переменной, часть ДП и ПП выводятся за пределы эксп.модели. Реальная ситуация, естественная. «улучшающие реальный мир».

Естественный (полевой) экс-т – в естественных условиях. Управление НП. Уровни НП отличаются для эквивалентных выборок. Но такие выборки сложно организовать. Психолого-педагогические исследования форм обучения – деление на экспериментальную и контрольную группы. Группы имеют свою историю развития, отличаются по составу. ЗП – успеваемость.

Как задать условия.

  1. Обычные условия, в разных группах учение по разным методам. Если огласить, ученики стремятся записаться в экспериментальную, мотивация влияет на результаты. Смешение уровней экспериментального фактора и ПП.
  2. Если не оглашать, где – экспериментальная группа, сохраняется мотивационная эквивалентность групп. Смешение индивидуальных особенностей (препода). Предубеждение препода к какому-то одному методу.

Вообще, в полевом исследовании, где условия экс-та полностью совпадают с обычными условиями, может создаваться экологически валидная ситуация. Валидная = правильная с т.зр. организации по целям и последующим обобщениям. Можно перенести прямо полученные обобщения на подобные виды обучения для других учебных заведений.

Для полного соответствия переменных – слепой опыт – создание условия, когда факт проведения исследования и его цели неизвестны всем его участникам. Нужен учет этических аспектов.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz