Кросс-культурные исследования в психологии. Кросскультурные исследования в психологии (ККИ) – это квазиэкспериментальные схемы сравнений однородных выборок, отличающихся фактором их культурной принадлежности, с целью проверки гипотез о влиянии этого фактора на психологические показатели. Культура понимается в качестве характерного образа жизни людей, объединяемых территориальной, языковой общностью и контекстными переменными. 6 глобальных культурных зон: Африка, Азия, Сев. и Юж. Америка, Австралия, Европа, Средиземноморский бассейн. Единицы анализа культур выделяют с точки зр. проверяемых гипотез. 2 тенденции при кросскульт. анализе: 1) предположение об универсалиях как общих хар-ках, сквозь призму к-рых можно оценивать разные культуры. 2) предположение о принципиальной уникальности культур. Предпочитаемые методы: сравнительный анализ с позиции заранее выделенных общих и отличит. Хар-к; анализ индивидуальных случаев и ср-ва качественной методологии (номотетический подход – с т.зр. нормативности выборки и идеографический – с т.зр. особенность данного случая). В качестве базисных пси процессов, обуславливающих кросскультурные различия, выступают контекстные переменные. Контекстные переменные – это реконструируемые в ККИ однородные и сравнительно постоянные факторы, условия жизни людей, рассматриваемые как проводники влияния культуры на психические процессы, структуры и закономерности. они могут выступать аналогами НП. Осн. проблемы организации валидного ККИ: - обоснование контекстных переменных и фиксируемых пси показателей (как аналогов ЗП); - установление связей между контекстными переменными и измеряемыми ЗП; - рассмотрение конкурирующих объяснений. Осн. аспекты планирования ККИ: 1) Содержательное планирование: - какие выборки (культуры) будут представлены в схеме в соответствие с целями и соображениями удобства; - какое кол-во уровней – сравниваемых групп; - необходимое число испытуемых в выборке; - решение вопроса операционализации измеряемых переменных (аналогов ЗП). 2) Формальное планирование: сочетание элементов межгрупповых сравнений, квазиэксперимента с временными сериями и лонгитюдного анализа. По мнению ряда исследователей число культурных единиц должно быть не менее трех: т.к. различия в двух группах м.б. связаны не с факторами культуры, а обусловлены внешними ПП (напр, соц. различия). Типы ККИ Классификация Ван де Вийвера и Люна. Два основания: 1) исследования для проверки заранее сформулированных гипотез, исходящих из теории, или поисковые исследования, когда существующих данных недостаточно для выдвижения конкретных гипотез; 2) наличие или отсутствие контекстных переменных;
Прямого Х-воздействия в ККИ нет. Общий прием задания аналогов НП – контроль состава групп, т.е. отбор испытуемых в группы по критериальным признакам. 1 этап – преднамеренный отбор популяций – обоснование обращения к опред. культурным различиям и выборкам; 2 этап – расширение базы данных, на к-рых строятся сравнения выборок, использование нескольких методик измерения базисной переменной. Статистический контроль – общая стратегия контроля ПП в ККИ. Три осн. стратегии отбора испытуемых в ККИ: (нужны эквивалентные группы, но отличающиеся по культурному признаку – сложно!) 1. Отбор популяций и выборок из них по соображениям удобства и доступности испытуемых. Здесь редко реализуется рандомизация. Обычно это критериальные выбоки (студенты, например). Послойный отбор с рандомизацией здесь был бы предпочтительной стратегией. 2. Систематически отобранные выборки. Если предполагается континуум значений на шкале, выступающей аналогом НП, то отбираются лица, представляющие эти ур-ни фактора в каждой из культур. Систематичность здесь – связь с представленностью разных уровней аналога НП. 3. Случайный отбор культурных групп. Изначально большое множество культур. Рандомизация проводится относительно выбора самих культурных групп. Угрозы конструктной валидности – неидентичность конструктов в разных культурах. 2 подхода к обеспечению конструктной валидности (как отсутствия доминирующих влияний со стороны одной из культур): 1) децентрация – исследователи из разных культур работают вместе; 2) конвергенция – исследователи из всех культур разрабатывают свои методы и методики, к-рые затем применяются во всех изучаемых культурах для проверки схожести паттернов получаемых результатов. Погрешность измерений – показатель операциональной валидности ККИ – связана с обеспечением эквивалентных условий проведения исследования, сопоставимых уровней ознакомления с материалом, а также эффективности коммуникация между исследователем и испытуемым. 3 вида погрешностей: 1) Конструктный. - неполное перекрытие определений конструктов в культурах; - неполный охват конструкта; - дифференциальная допустимость содержаний методик (навыки, не входящие в репертуар навыков одной из групп) 2) Методический (операциональный) - дифференциальная соц. желательность; - разные паттерны ответов; - разная привычность стимулов и способов реагирования на них; - несопоставимость выборок; - эффекты экспериментатора; - коммуникативные проблемы между исследователем и респондентом 3) На уровне заданий: - плохой перевод заданий; - неадекватные формулировки (слишком сложные) - зависимость ответов от дополнительных свойств испытуемого, не интересующих исследователя - различия в допустимости содержания отдельных заданий |
|
|
© Group304psy |