Кросс-культурные исследования в психологии. 

Кросскультурные исследования в психологии (ККИ) – это квазиэкспериментальные схемы сравнений однородных выборок, отличающихся фактором их культурной принадлежности, с целью проверки гипотез о влиянии этого фактора на психологические показатели.

Культура понимается в качестве характерного образа жизни людей, объединяемых территориальной, языковой общностью и контекстными переменными.

6 глобальных культурных зон: Африка, Азия, Сев. и Юж. Америка, Австралия, Европа, Средиземноморский бассейн.

Единицы анализа культур выделяют с точки зр. проверяемых гипотез.

2 тенденции при кросскульт. анализе:

1) предположение об универсалиях как общих хар-ках, сквозь призму к-рых можно оценивать разные культуры.

2) предположение о принципиальной уникальности культур.

Предпочитаемые методы: сравнительный анализ с позиции заранее выделенных общих и отличит. Хар-к; анализ индивидуальных случаев и ср-ва качественной методологии (номотетический подход – с т.зр. нормативности выборки и идеографический – с т.зр. особенность данного случая).

В качестве базисных пси процессов, обуславливающих кросскультурные различия, выступают контекстные переменные.

Контекстные переменные – это реконструируемые в ККИ однородные и сравнительно постоянные факторы, условия жизни людей, рассматриваемые как проводники влияния культуры на психические процессы, структуры и закономерности. они могут выступать аналогами НП.

Осн. проблемы организации валидного ККИ:

- обоснование контекстных переменных и фиксируемых пси показателей (как аналогов ЗП);

- установление связей между контекстными переменными и измеряемыми ЗП;

- рассмотрение конкурирующих объяснений.

Осн. аспекты планирования ККИ:

1) Содержательное планирование:

- какие выборки (культуры) будут представлены в схеме в соответствие с целями и соображениями удобства;

- какое кол-во уровней – сравниваемых групп;

- необходимое число испытуемых в выборке;

- решение вопроса операционализации измеряемых переменных (аналогов ЗП).

2) Формальное планирование: сочетание элементов межгрупповых сравнений, квазиэксперимента с временными сериями и лонгитюдного анализа.

По мнению ряда исследователей число культурных единиц должно быть не менее трех: т.к. различия в двух группах м.б. связаны не с факторами культуры, а обусловлены внешними ПП (напр, соц. различия).

Типы ККИ

Классификация Ван де Вийвера и Люна.

Два основания:

1)      исследования для проверки заранее сформулированных гипотез, исходящих из теории, или поисковые исследования, когда существующих данных недостаточно для выдвижения конкретных гипотез;

2)      наличие или отсутствие контекстных переменных;

 

Принятие во внимание контекстных переменных

Ориентация

 

На проверку гипотез

На поиск различий

 

Нет

 

Обобщающие ККИ

Сравнение разных выборок с точки зр. представленности общих базис.переменных. Используют схему дополнительного варьирования

«+»: установление сопоставимости данных

«-»: проблемы интерпретации КК различий, т.к. нет конткстн. переменных

Пр: Шварц, исследование ценностей (более 30 стран)

Эксплораторные ККИ различий

 «+»: непредубежденность в отношении кросскульт. различий

«-»: проблемы с интерпретацией полученных рез-тов.

Пр: Корнилова, Григоренко – сравнит. анализ мотивац. профилей студентов Московского и Йельского университетов.

 

Да

 

Базирующиеся на теории ККИ

«+»: изучение взаимоотн. между факторами культуры и пси переменными;

«-»: недостаток внимания к альтернативным интерпретациям.

Пр: исследование Брунера: контекстная переменная – обучение в начальной школе для развития мышления чел-ка;

Лурия: у узбеков нет иллюзий, НО смешивается культура и грамотность

Эксплораторные ККИ для обоснования внешней валидности

Здесь часто применяется регрессионный анализ.

«+»: акцент на интерпретации кросскультурных различий;

«-»: выбор контекстных переменных м.б. случайным, неосмысленным.

Прямого Х-воздействия в ККИ нет.

Общий прием задания аналогов НП – контроль состава групп, т.е. отбор испытуемых в группы по критериальным признакам.

1 этап – преднамеренный отбор популяций – обоснование обращения к опред. культурным различиям и выборкам;

2 этап – расширение базы данных, на к-рых строятся сравнения выборок, использование нескольких методик измерения базисной переменной. Статистический контроль – общая стратегия контроля ПП в ККИ.

Три осн. стратегии отбора испытуемых в ККИ: (нужны эквивалентные группы, но отличающиеся по культурному признаку – сложно!)

1. Отбор популяций и выборок из них по соображениям удобства и доступности испытуемых. Здесь редко реализуется рандомизация. Обычно это критериальные выбоки (студенты, например). Послойный отбор с рандомизацией здесь был бы предпочтительной стратегией.

2. Систематически отобранные выборки. Если предполагается континуум значений на шкале, выступающей аналогом НП, то отбираются лица, представляющие эти ур-ни фактора в каждой из культур. Систематичность здесь – связь с представленностью разных уровней аналога НП.

3. Случайный отбор культурных групп. Изначально большое множество культур. Рандомизация проводится относительно выбора самих культурных групп.

Угрозы конструктной валидности – неидентичность конструктов в разных культурах

2 подхода к обеспечению конструктной валидности (как отсутствия доминирующих влияний со стороны одной из культур):

1) децентрация – исследователи из разных культур работают вместе;

2) конвергенция – исследователи из всех культур разрабатывают свои методы и методики, к-рые затем применяются во всех изучаемых культурах для проверки схожести паттернов получаемых результатов.

Погрешность измерений показатель операциональной валидности ККИ – связана с обеспечением эквивалентных условий проведения исследования, сопоставимых уровней ознакомления с материалом, а также эффективности коммуникация между исследователем и испытуемым.

3 вида погрешностей:

1) Конструктный.

- неполное перекрытие определений конструктов в культурах;

- неполный охват конструкта;

- дифференциальная допустимость содержаний методик (навыки, не входящие в репертуар навыков одной из групп)

2) Методический (операциональный)

- дифференциальная соц. желательность;

- разные паттерны ответов;

- разная привычность стимулов и способов реагирования на них;

- несопоставимость выборок;

- эффекты экспериментатора;

- коммуникативные проблемы между исследователем и респондентом

3) На уровне заданий:

- плохой перевод заданий;

- неадекватные формулировки (слишком сложные)

- зависимость ответов от дополнительных свойств испытуемого, не интересующих исследователя

- различия в допустимости содержания отдельных заданий

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz