Проблема психологического объяснения. Дедуктивно - номологическая модель Психологические гипотезы и объяснения специфичны, значит, нужно видоизменить подход, а именно: - Должны иметься определенные допущения о типе экспериментального воздействия; - Видоизменяется использование средств формального планирования (в результате иного построения теоретического знания и специфики психологических переменных) - Содержательное планирование также не может сводиться к нормативам, кот. применяются при проверке естественно-научных гипотез. Психолог может реконструировать, т.е. мысленно воссоздавать, по наблюдаемым и фиксируемым показателям те психологические процессы, которые недоступны наблюдению. Общее при реализации экспериментального метода: психолог использует принятые нормативы проверки каузальных гипотез; при обосновании причинного объяснения воспринимает те аспекты отношения к субъективной реальности как к предмету изучения, которые Полани называл личностным знанием. Экспериментальный метод в психологии – это гипотетико-дедуктивный путь рассуждения при проверке каузальных гипотез. Гипотетико дедуктивный путь: переход от общих высказываний о теоретических зависимостях к выдвижению эмпирически-загруженных гипотез о следствиях действия законов, кот. можно зафиксировать. Нормативы: 1) Проверяется гипотеза, следующая из теории (эмпирическая нагруженность) 2) Соотнесение на уровне «modus tolens» гипотезы с эмпирическими данными
- фальсификация (опровержение) - верификация (доступность для дальнейшей проверки). Наличие контргипотезы. То есть, должна быть равная вероятность получения данных как за, так и против теории. [( pàq) & не-q] à не-p q – данные; р – обобщенное высказывание Условия причинного вывода: - Причина может быть только перед следствием. Т.е. переменная Х должна предшествовать во времени переменной Y. В психологии есть и другие представления о причинности, в контексте которых данное условие может не выполняться. (К. Левин: динамическая причинность; Пиаже: синхронная причинность). - Ковариация (закономерная связь) между ЗП и НП Управление НП приобретает формы функционального контроля условий в эксперименте и позволяет переходить к условным высказываниями «если…то…». - Отсутствие конкурирующих гипотез (третьих). То есть, ликвидация угроз вывода о том, что X воздействует на Y, со стороны др. объяснений изменений Y (объяснений «третьими переменными», напр.) Должны быть в должной мере проконтролированы смешивающиеся (побочные) переменные (СП) – сопутствующие или систематические изменения переменных, не входящих в гипотетическое отношение между X и Y. Иначе – угроза внутренней валидности. Проблема интерпретации психологической причинности тесно связана с теоретическими установками и методологическими позициями авторов в отношении к построению психологического объяснения. Необходимость различать уровни гипотез. Экспериментальная гипотеза – имеет отношение к эмпирически устанавливаемым закономерностям; теоретическая гипотеза – устанавливает принцип объяснения исходя из положений той или иной пси теории. Дедуктивному пути противопоставляется индуктивный. Эксперимент не может подтвердить правильность теоретической гипотезы индуктивным путем, т.е. распространением вывода «от частного к общему». Индуктивные законы используются в эмпирических исследованиях на этапе планирования эксперимента, когда исследователем сравниваются ситуации с введением воздействующих переменных, что отличает эти ситуации как контрольные и экспериментальные условия. Формальное планирование экспериментов базируется на индуктивных принципах, но индуктивный вывод касается не содержания гипотезы, а заключения о возможности рассмотрения НП в качестве основного условия, вызывающего экспериментальный эффект. Развивал эти принципы в индуктивной логике Дл. Милль. |
|
|
© Group304psy |