Соотношение корреляционного и квазиэкспериментального подходов в психологии. 

Корреляционными исследованиями называются такие, где проверяются гипотезы о связях и психологические переменные либо являются проявлениями разных сторон одних и тех же базисных процессов, либо сопутствуют друг другу, а вопрос об их взаимной детерминации остается открытым. Планы корреляционных исследований нужно рассматривать как формы контроля при получении эмпирических данных.

Пример: корреляционное исследование Раштона. (личностные х-ки двух групп преподавателей: «исследователей» и «педагогов»).

1. Планы с одной группой испытуемых.

- каждый субъект единой группы представлен в ней как минимум двумя измерениями переменных, будь то два разных показателя или один и тот же, оцениваемый в другой промежуток времени.

2. Планы с двумя и более группами испытуемых.

План должен включать и формы контроля ПП. Три основные формы контроля:

1) Стабилизация ПП или подбор уровней значений основных переменных так, чтобы ПП выступила в виде учитываемых уровней, задающих факторный план ее взаимосвязей хотя бы с одной из двух измеряемых переменных.

2) Статистический контроль (большое число n; подбор выборки, которая проварьирует на всем диапазоне).

- План с однородными группами (контролируется эквивалентность групп и различие между ними по основной вариате, выступающей в качестве аналога НП); ПП здесь фиксируется на определенном уровне или функционально контролируется путем составления подгрупп с определенными уровнями этих ПП. Исследование зависимости IQ от порядка рождаемости

3) Подбор пар; применяется в случаях, если исходное число испытуемых невелико.

Метод контрастных групп; Исследование приспособленности. В методе контрастных групп заданное основной вариатой различие усиливается указанными сопутствующими переменными, исключаются лица со средними показателями.

Квазиэкспериментами в Y называют такие схемы организации сбора данных, которые позволяют проверять Y гипотезы, ориентируясь на использование нормативов, сложившихся при построении исследования и выводов на основе экспер. метода.

Здесь предполагается снижение форм контроля.

Можно выделить 2 осн. направления снижения форм контроля при формировании эксп. и контр. групп:

1)      невыполнение условия рандомизации при отборе испытуемых;

2)      рассмотрение в качестве аналога НП отличия между группами, которое вводилось как основание неэквивалентности групп.

 

1. Стратегия подбора групп по заданному признаку.

Подбор пар испытуемых – позволяет рассматривать квазиэксп. исследование как сходное с корреляционным. Признак, выбранный как вариата, здесь может формулироваться как аналог ЗП или как аналог НП (реконструируемая причинно-действующ. переменная). Испытуемые, подобранные в пару, будут отличаться по какому-то признаку. Именно различительный признак будет лежать в осн. отличия однородных групп в квазиэксп.  Пример: Бандура и Уолтерс – связь подростковой агрессии с отвержением в семье. Подростки в каждой паре различались по показат. агрессии.

 2. План с неэквивалентной контрольной группой.

В педагогических исследованиях распространен план с неэквивалентной контрольной группой (один из квазиэкспериментальных планов со снижением контроля до организации воздействий).

3. Смешанный план контроля внешних и внутренних условий.

Переменная внутр. условий (индивидуальные различия людей) смешивается с переменной внешних условий: например склонность к риску( внутр.) влияло на ЗП (решение о заключении под стражу) ,она смешивалась с переменными внешних условий ( наличие свободных мест, в какой ситуации применялось решение)

Общие для квазиэкспериментов и КИ формы контроля:

1. Применение статистического контроля.

Увеличение числа испытуемых для выявления смешений БП с БПП.

В отличие от КИ, здесь выводы строятся иначе. Одна часть квазиэксп. схем строится на осн. истинных (по Кэмпбеллу) эксп. планов, но здесь ограничения в контроле угроз валидности (напр, из-за неэквивалентности групп).  Другая часть – включают только выбор исследователя, когда и на ком проводить измерения, характеризуется отсутствием экспериментального контроля.

Здесь осуществляется статистический контроль – контроль после того, как завершена осн.эмпирическая часть исследования (контроль пост фактум). Для этого нужно дополнительно измерить БПП (источники смешений).

- Контроль пост фактум

Общая схема представляет собой систему сравнения влияния БПП, измеренных в качестве индивидуальных различий, на изучаемый базисный процесс.

Контроль за выводом включает 3 этапа:

1) Этап первоначального подбора групп с разным составом, отличающимся по ур-ням осн. БП;

2) Экспериментальное сравнение значений ЗП в этих группах, поиск «эффекта» БП;

3) Контроль смешений выявленного осн. эффекта с базисными побочными переменными.

- Временной тренд(такого в КИ нет)

Схема временных серий предполагает возм-ть многократного (длительного) измерения ЗП как до, так и после воздействия, рассматриваемого как экспериментальное.

Получаемые кривые отражают динамику врем. изменений – это и есть временные тренды. При анализе временного тренда время – аналог НП. Если эксп. воздействие в опред. промежуток времени изменяет высоту, то это нарушение временного тренда.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz