Специальные эффекты, проясняемые факторными схемами. Факторные схемы в представлении не экспериментальных данных.

а) Специальные эффекты.

Существуют такие психологические закономерности, которые в своей основе имеют базисные переменные, что актуализируются только в сочетании ряда управляемых условий, то есть, связаны с использованием факторных схем.

1) Эффект Струппа, известный нам из курса памяти и внимания. В общем виде этот эффект можно охарактеризовать, как затрудненность в произвольном выполнении действия, если организованы условия неконгруэнтности источника и содержания команд. (Обнаружен в разных модальностях. В зрительной: замедление скорости чтения, если слово «синий» написано красными буквами).

2) Эффекты экспериментатора. (Личностные свойства экспериментатора накладываются на личностные свойства испытуемого; воздействие ожиданий и установок испытуемого и экспериментатора и т.п.).

«Эффекты испытуемого». Мотивация экспертизы.

Эти факторы обычно рассматриваются на этапе первичного контроля и при оценке репрезентативности данных. ЭЭ могут выступать источниками как систематических, так и несистематических смешений.

Необходимо рассмотрение данных эффектов в контексте экспериментального материала, т.е. фактора задач. Четыре характеристики заданий, способствующие проявлению эффектов экспериментатора: 1) участие его в деятельности испытуемого; 2) двусмысленность заданий; 3) трудность заданий; 4) соответствие характера задания и рассматриваемого свойства экспериментатора.

Изучение данных проблем породило «схемы-кентавры», в которых фактор задачи изменяется в интраиндивидуальной последовательности, а личностное свойство экспериментаторов или испытуемых контролируется путем подбора групп, отличающихся по заданному свойству.

Проиллюстрировать эффекты экспериментатора можно на материале  эксперимента Джонсона (обольщающее поведение экспериментатора )

б) Факторные планы представления статистических данных

Табличная форма представления рез-тов иногда выглядит одинаково при разных способах получения данных. Уровни фактора (задающие названия столбцов или строк в табл) не обязательно означают, что было экспериментальное исследование, могло быть и пассивно-наблюдающее. Это м.б. статистическая сводка, таблица-аналог факторного плана, где однако НЕ контролировались заданные переменные. Пример: исследование российских подростков, влияние периодов стабильности и нестабильности в обществе на ур-нь личностной тревожности. Исследование охватывало 4 периода. Вторая переменная – возраст испытуемых, третья – пол. Рез-т: для младшей группы влияние нестабильности более очевидно, также найдены отличия у мальчиков и девочек. Т.е. найден ряд важных закономерностей, кот. обсуждать в контексте каузальных гипотез нельзя, так как переменные – аналоги НП – не подвергались экспериментальному контролю, не проконтролированы побочные факторы. Кроме того, собственно пси переменная здесь не выделена: контекстных переменных, в кот. можно конкретизировать влияние нестабильности, много, поэтому практически не ограничено поле конкурирующих гипотез.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz