Вопрос 6: Три основных условия реализации вывода о каузальной зависимости. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез В психологическом эксперименте проверяется причинно-следственная (каузальная) гипотеза.При помощи организации экспериментальных воздействий и других форм контроля экспериментатор обеспечивает обоснованный вывод о том, что полученный эмпирические данные соответствуют высказыванию «переменная X (НП) действует на переменную Y (ЗП) таким образом, что…»
Т.е. переменная Х должна предшествовать во времени переменной Y. В психологии есть и другие представления о причинности, в контексте которых данное условие может не выполняться. (К. Левин: динамическая причинность; Пиаже: синхронная причинность). За причинным пониманием стоит псих. закон.
Управление НП приобретает формы функционального контроля условий в эксперименте и позволяет переходит к условным высказываниями «если…то…».Закономерность может выражаться мерами связи и мерами различий. Вывод о том, что влияние заданного условиями экспериментального фактора определяло изменения ЗП. Обосновать неслучайный характер связи между ЗП и НП.
То есть, ликвидация угроз вывода о том, что X воздействует на Y, со стороны др. объяснений изменений Y (объяснений «третьими переменными», напр.) Переменная – реальность, чьи изменения могут быть измерены. Выделение НП, фиксация ЗП как следствие управляемого воздействия. Должны быть в должной мере проконтролированы смешивающиеся (побочные) переменные (СП) – сопутствующие или систематические изменения переменных, не входящих в гипотетическое отношение между X и Y. Иначе – угроза внутренней валидности. Схема Бреденкампа: 1) артефактный вывод: Xà СП àY (Артефактный вывод может быть следствием процедурных особенностей проведения эксперимента) 2) достоверный вывод (при условии контроля третьей переменной): X à X х СП à Y СП à экспериментальный контроль должен включать: управление НП, стабилизацию СП либо случайное варьирование их по уровням, чтобы исключить корреляцию НП с СП. Проблема интерпретации психологической причинности тесно связана с теоретическими установками и методологическими позициями авторов в отношении к построению психологического объяснения. Необходимость различать уровни гипотез. Экспериментальная гипотеза – имеет отношение к эмпирически устанавливаемым закономерностям; теоретическая гипотеза – устанавливает принцип объяснения исходя из положений той или иной пси теории. Признаки причинного объяснения: Экспериментальное воздействие (функциональный контроль НП). Включение эмпирически устанавливаемых закономерностей в систему дедуктивного вывода – не закон, ибо закон устанавливает диапазон, в рамках к-рого действует выявленная фактическая закономерность. Причинное объяснение – включает в себя дедуктивную конструкцию как схему умозаключений, с помощью к-рой псих. закономерность, требующая объяснения, выводится из теоретических законов. Дедуктивный вывод должен распространяться на экспериментальную модель. Дедуктивная конструкция должна подтверждаться в последующем эксперименте. Чем больше звенья дедукции и их последовательность будут соответствовать связям между объектами и последовательности реальных событий во времени, тем удовлетворительнее будет дедуктивная конструкция.
|
|
|
© Group304psy |