Мир теорий и психологическая реальность. Методологические подходы Поппера и Хольцкампа.

  

Представление о классификации систем знаний, теорий разной степени общности и научных гипотез с точки зрения выделения уровней, свидетельствовавших о близости или дальности пути к эмпирической их проверке. Гипотезы выступают связующим звеном между миром теорий и миром эмпирии.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами исследователи строят экспериментальные модели – ЭМ – ситуации, в кот. актуализируются и изучаются базисные процессы и явления.

Мир психологической (эмпирической) реальности открыт человеку – как его субъективный опыт и исследователю, который реконструирует данную реальность в пси понятиях. Пси понятия (конструкты) черпаются из мира теорий.

В мире теорий существуют концепции, принципы объяснения, пси законы.

ЭМ разрабатываются исходя из теорий и из индуктивных наблюдений феноменов и эмпирически выявляемых закономерностей, то есть ЭМ находится на пересечении мира теорий и пси реальности.

Схема Хольцкампа.

Создана, чтобы «ограничить теоретизирование» - отграничить гипотезы, кот. нельзя экспериментально проверить.

Загруженность теории

Подлинная

Неподлинная

 

Настоящая загруженность (после реализации опытов)

 

 

Значительный успех реализации опытов благодаря св-вам изучаемого предмета

 

Незначительный успех из-за недостаточности ср-в операционализации или влияний неконтр.факторов

 

Ненастоящая загруженность (без опытов)

 

 

Принципиальная нереализуемость опытов, обусловленная своеобразием высказываний об эмпирических зависимостях

 

Фактическая нереализуемость опытов, кот. в принципе м.б. проведены

Теории разной степени общности

Теории нижнего уровня предполагают использование объяснительных схем, в которых понятия максимально нагружены эмпирически. Напр, понятие «коммуникативная компетентность» - однозначность отнесения к этому конструкту эмпирических наблюдений.

Теории среднего уровня не прямо соотносят общие (универсальные) высказывания о предполагаемых психологических законах с уровнем эмпирических данных. Они позволяют выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверке и предстающие в виде экспериментальных гипотез. В теории среднего уровня включены гипотетические конструкты, выполняющие функцию объяснения тех или иных эмпирически установленных закономерностей. Пример: Теория Левина (квазипотребность – девочка хочет видеть камень и сесть на него, взаимоисключение – борьба мотивов).

Гипотетический конструкт – понятие теории, выполняющее функцию объяснения эмпирически установленных закономерностей.

Из теорий верхнего уровня нельзя непосредственно вывести эмпирически нагруженные гипотезы, подлежащие эмпирической проверке. Эти теории обычно являются методологическим базисом развития тех или иных психологических школ. Используемые в них понятия имеют статус категорий. Проверка таких теорий осуществляется опосредованно, через разработку теорий среднего уровня.  Пример: теория деятельности.

К. Поппер ввел нормативы экспериментальной парадигмы.

На примере судебного разбирательства процедура установления факта в эмпирическом исследовании:

- При судебном разбирательстве человека никогда не просят заново совершить преступление;

- Рассматриваются улики (прямые и косвенные);

- Вердикт должен соответствовать материалам дела.

Наблюдатель (объективное положение дел)

Улики в пользу совершения преступления

Улик нет (улики против)

Человек невиновен

+ - Вердикт «виновен»

- - Вердикт «невиновен

Человек виновен

++ Вердикт «виновен»

- + Вердикт «невиновен»

Где 2 + и 2 – правильные (валидные) данные.

В любой экспериментальной науке подобная ситуация.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz