Количественные эксперименты и количественные законы в психологии

Критерий разделение экс-тов на качественные и количественные – учет шкалы, в к-рой измерена переменная.

Количественные экс-ты – в к-рых изменения НП представлены количественно (в шкалах порядка, интервалов или отношений). Количественных уровней может быть два (бивалентный экс-т) и больше (многоуровневый экс-т). Позволяет установить количественные зависимости, переходящие в статус количественных законов при должной разработке объяснения. Цель – прояснение психологических гипотез, т.к. уточняют характер регуляции базисных пр-ссов при изменении уровней НП. Базисный процесс – исследуемый псих. пр-сс, реконструируемый на основе теоретических предположений и установления связи между НП и ЗП.

В психофизич. Эксперименте (Фехнер) в качестве НП предстают стимульные факторы. Изменяются экспериментально физ.параметры стимулов, в соответствии с которыми устанавливаются эмпирически соответствующие им субъективные характеристики. Субъективный ряд ощущений измеряется посредством построения шкал реакций испытуемых (вербальных и невербальных). Реализуемая здесь цель измерения (построение субъективной шкалы) выдвигает на первый план проблемы установления количественных законов как представляющих функциональные связи между измерениями стимульных рядов и ЗП субъективного ряда. Но на задний план отодвигается проблема каузальных интерпретаций.

Проверка гипотез о количественных закономерностях предполагает обычно проведение многоуровневого эксперимента, где НП представлена как минимум в шкале порядка.  Количественное представление экспериментальной зависимости возможно и тогда, когда уровни экспериментального фактора (НП) заданы в шкале наименований.  Например, диаграммы и гистограммы, отражающие количественные показатели ЗП (по оси Х у этих гистограмм шкала наименований – уровни НП). При этом количественная зависимость может быть установлена, если ЗП носит качественный характер. Например, закон Фехнера: НП – сила стимула, измеряется количественно, а ЗП представлена ответами «да» и «нет».

- Эксперимент Эббингауза на запоминание бессмысленных слогов.

Примером ЗП выступила частота правильного воспроизведения слов в предъявляемых им последовательностях (n- номер слова в последовательности). Найдена закономерность: эффект края, не в зависимости от уровня НП (слоги были уравнены по сложности) лучше запоминались первые и последние слоги ряда.

- Закон Йоркса-Додсона – оптимум мотивации. Три степени сложности условий (три кривые). Различение мышами более светлых и темных туннелей. Мотивация рассматривалась как величина, связанная с силой электроудара, выполняющего функцию подкрепления при научении. Мышь научалась избегать удара, выбирая нужный туннель. Для каждой степени сложности существовала своя оптимальная степень электроудара. зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. закон подтвердился на людях. Это демонстрация функциональной зависимости, относящ. к количеств. исследованиям.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz