Требования, которые необходимо соблюдать для реализации достоверных/ валидных выводов

Достоверные=обоснованные=валидные выводы.

В исследовании выводы о необходимости отвергнуть проверяемую псих. гипотезу и о возможности переноса обобщений на другие ситуации могут оказаться досоверными или нет. Ошибка в обобщении – нарушение правил логики и подмена нормативов гипотетико-дедуктивного рассуждения принятием необоснованных доводов. 

2 основных пути к артефактным выводам:

- проведение невалидного эксперимента и принятие ошибочных решений о результате действия переменых (полученных экспериментальных эффектах);

- недостаточный контроль за выводом, нарушение правил гипотетико-дедуктивного рассуждения и осуществление неверных умозаключений\обобщений.

Типичные направления ошибок в выводах при обобщении:

- включение в выводы утверждений, необоснованно полагаемых в качестве их оснований, но эмпирически не подтвержденных;

- осуществление неправомерны обобщений при переносе зависимости на другие ситуации;

- подмена нормативов экспериментального метода субъективно очевидными, но логически не обоснованными умозаключениями;

- нарушение правил соотнесения теоретическихгипотез и эмпирических результатов и ряд других.

Оценка компонентов содержательного планирования как условие достоверности выводов.

Оценку достоверности выводов связывают с возможностью сделать на основе проведенного эксперимента такие выводы, которые являлись бы обоснованными в случае приближения эксперимента к безупречному. Сюда включается оценка правомерности сделанных в выводах обобщенных высказываний.

Этапы обобщения:

- Обобщение в пределах экспериментальной ситуации.  Установлен ли ОРД? Или рез-т артефактный? Обобщение вида зависимости.

- Контроль обобщения с точки зр. того, кем были испытуемые. Можно ли переносить рез-ты на др. выборки?

- Оценка гипотезы с точки зр. установленных данных. Внутренняя, операциональная валидность.

- Гипотетико-дедуктивное обобщение. modus tollens; фальсификация неверных гипотез.

- Интерпретация с точки зр. конкурирующих знаний.

оценка достоверности выводов складывается из следующих этапов:

1) Оценка правильности принятия решений об экспериментальном эффекте. Проблема статистических выводов. рассуждения, реализуемые при переходах между различными уровнями проверяемых гипотез и рассуждения при обосновании интерпретационного звена экспер. и теорет. гипотез.

2) Учет схемы проведения экспериментов – оценка репрезентативности индивидуальных данных или полученных «усредненных» зависимостей для выборок. (случайно или закономерно?) Внутренняя и операциональная валидность обеспечивают достоверность вывода о зависимости в пределах исследовательской ситуации.

3) Обобщения за пределы ситуации (внешняя валидность, популяционная валидность).

Логика реализации вывода при осуществлении экспериментального метода включает в себя:

- гипотетико-дедуктивный путь рассуждения об эмпирической реальности с указанной асимметрией вывода о научной гипотезе (отбросить предположение, если факты ему противоречат);

- построение планов (экспериментальных схем) в рамках индукивного вывода о результате действия экспериментального фактора и возможности причинного объяснения изменения ЗП;

- вывод об ЭГ на основе анализа полученного эффекта путем соотнесения результата с оценкой валидности эксперимента;

- обоснование содержательных оснований обобщений зависимости за пределами эксперимента.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz