Межгрупповые схемы. Основные стратегии отбора и подбора испытуемых в группы Межгрупповая схема – специально отобранным эквивалентным группам испытуемых предъявляются разные уровни НП. Строгий критерий требует рандомизации (случайного порядка) образования групп, из имеющейся выборки попадание в каждую группу основывается на таблице случайных чисел. Основной источник угроз внутренней валидности – межиндивидуальные различия (любые различия между людьми, к-рые в межгрупповом экс-те в качестве ПП могут влиять на ЗП или взаимодействовать с НП, что нарушает вид исследуемой каузальной зависимости). Увеличение выборок м.б. рассмотрено как путь контроля несистематической изменчивости, связанной с составом групп (приближение э-та к бесконечному). Однако создание групп с большим числом участников проблемы неэкфивалентности выборок не решает, так как: - и при рандомизации в разных группах могут оказаться «похожие» по одному св-ву люди; - при больших n вступает в действие закон больших чисел – чем больше участников эксперимента, тем больше вероятность, что ПП скажутся на различии (тем больше смешений). 1. Простой план для экспериментальной и контрольной групп без предварительного тестирования. RXO’ R O’’ О – ЗП. Рандомизация – R – здесь выступает как стратегия отбора испытуемых в группы из популяции, позволяет рассматривать группы как эквивалентные и приписывать различие в ЗП именно действию НП. Экспериментальный эффект для межгрупповых схем – рез-т сравнения выборочных значений ЗП в эксперимент. и контр. группах. Более сложный вар-т – рандомизированный блочный план. Используется, когда образуются подгруппы в каждой группе. Уравнять эксперимент. и контр. группы с точки зр. смешения с блоковыми ПП («знание об эксперименте», ученики разных классов и т.п.) можно отправляя в случайном порядке испытуемых из каждого блока в экспериментальную и контр. группы. Предварительное тестирование частично решает проблему учета и контроля исходного уровня ЗП, но неэквивалентность групп м.б. скрыта в неизмеренных переменных. 2. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. RO’XO” RO O” ОРД здесь подсчитывается как сравнение разницы в приращениях ЗП между эксп. и контр. условиями (О2-О1)- (О4-О3). Несмотря на хороший контроль угроз внутренней валидности, такие планы могут иметь недостаточную внешнюю валидность. Пример: при измерении установок тесты могут содержать столько непривычных утверждений, что предварительное тестирование (О1 и О3) влияет на убеждение человека. 3. План Соломона. Обобщение зависимости между уровнями экспериментального фактора (Х) и показателями ЗП (О) может быть ошибочным при переносе на обычные группы. Сравнение четырех групп: двух экспериментальных и двух контрольных с введением фактора «наличие или отсутствие предварительного тестирования». RO1XO2 RO3 O4 R XO5 R O6 Стратегиями подбора и отбора испытуемых контролируется фактор межиндивидуальных различий. Аспект репрезентативности испытуемых – внешняя валидность, эквивалентность групп – внутренняя валидность. Подбор имеет место в случае, когда испытуемые не отбираются из популяции, а распределяются по группам при уже имеющемся составе испытуемых. То есть, здесь невыполнение условия рандомизированного отбора. В случае стратегии рандомизации для отбора из популяции (см. выше) внешняя и внутренняя валидности эксперимента оказываются взаимосвязанными. 1. Стратегия послойного отбора или подбора испытуемых (стратегия случайного распределения слоев). 1) по рез-там предварительного тестирования составляют группы по выбранным хар-тикам слоев (пол, возраст и проч). Таких групп будет столько, сколько уровней выделено согласно изменениям ПП. Полученные группы однородны (по индивидуал. хар-ке). 2) Случайным образом из каждого слоя отбирают лиц в экспериментальную и контр. группы. Эксперимент. групп будет столько, сколькими уровнями представлена НП. В рез-те в каждой из отобранных (или подобранных) групп равным образом представлен каждый ур-нь ПП. Эта стратегия часто используется для контроля ДП (например, гендер). 2. Стратегия попарного уравнивания. Применяется в случае подбора, когда выборка испытуемых уже определена, и они м.б. подвергнуты предварительному тестированию (измерение ПП, к-рый может сделать группы неэквивалентными). 1) по показаниям тестирований составить пары людей с равной выраженностью признака (а потом с менее выраженными, с еще менее выраженными…) 2) Испытуемых из каждой пары распределить между двумя группами согласно случайной стратегии или стратегии чет-нечет. Все уровни ПП эквивалентно распредлены между контр и эксп группами. В основном эта стратегия применяется на небольших выборках, когда легко проконтролировать, как ПП влияет на ЗП. 3. Случайный отбор групп. Применяется, когда приближение к эксперименту полного соответствия предполагает реализацию Х-воздействий в реальных условиях жизнедеятельности. Напр, сравнение разных методов обучения. |
|
|
© Group304psy |