Популяционные гипотезы и выборочные обследования Популяционная валидность – аспект распространения обобщения за пределы экспериментальной ситуации на те популяции, из которых отбирались участники исследования. Популяционные гипотезы – отличаются от экспериментальных; проверяются в других типах исследования – в выборочных обследованиях. Не являются каузальными и формулируются как высказывания о распределенности того или иного св-ва в популяции (при возм-ти его измерения у лиц репрезентативной выборки) Специальная проблема здесь: учет равной доступности популяции. Надо также получить у всех согласие. Чаще исследователи имеют дело с ситуациями, где сравниваются две неизвестные популяции путем сопоставления выборочных значений исследуемой переменной. «Неизвестность» - нет предварительных данных о том, как интересующее нас св-во распределено в популяции, какие межиндивид. различия можно ожидать. Исследовательская цель обычно – сравнение популяций (при сравнении выборочных средних?). Выделяются диагностические переменные, характеризующие личность и устанавливается сходство/различие между выборками, представляющими популяции. Иногда такие обследования называют статистическими, т.к. вместо экспериментального контроля здесь статистически вычленяются смешения с побочными факторами. Выборочными обследованиями также можно назвать такие, в кот. присутствует нек. воздействие, и его эффект оценивается по отн. ко всей популяции, подвергнувшейся воздействию. Т.е. здесь добавляется предположение о возд. факторе, как причине различий. Но это доэкспериментальный планы, например как воздействие – новый метод обучения и т.п. Важные понятия: Генеральная совокупность – совокупность единиц (людей), относительно кот. необходимо сделать вывод на основе выборки. Выборка – это часть (подмнож-во) генеральной совокупности. Выборка и совокупность связаны посредством процедуры отбора. Репрезентативность выборки – осн. аспект оценки популяц. валидности, предполагающий, что в рез-те использования спец. стратегий отбора испытуемых из более широкой популяции показанная в исследовании выборка его участников хорошо представляет эту популяцию людей. Популяционная валидность – оценка того, насколько правомерно распространять обобщения, полученные на основании использования в исследовании ограниченного числа испытуемых, на более широкие выборки испытуемых, на популяции. Проблема оценивания психологической переменной, выступающей в роли ЗП, когда даны ее выборочные значения. Сначала популяция известна – потом неизвестна (пример с ЕГЭ). Цель часто: установление распределений пси признаков. В выборочных обследованиях особое внимание надо уделять побочным факторам, приводящим к смешениям с изучаемым фактором. Пример: исследование А. Прихожан: изучалось св-то тревожности у подростков в районах, пострадавших от Чернобыльской аварии. Применение психодиагностических методик. Проблема: смешения с фактором задач (различия в построении образа задачи). ВЫБОРКИ: вероятностные (простые, систематические, многослойные – в 2 этапа:распред.по слоям и вероятн. отбор); селективные (целевые) – например, кластерная. |
|
|
© Group304psy |