Популяционные гипотезы и выборочные обследования

Популяционная валидность – аспект распространения обобщения за пределы экспериментальной ситуации на те популяции, из которых отбирались участники исследования.

Популяционные гипотезы – отличаются от экспериментальных; проверяются в других типах исследования – в выборочных обследованиях. Не являются каузальными и формулируются как высказывания о распределенности того или иного св-ва в популяции (при возм-ти его измерения у лиц репрезентативной выборки)

Специальная проблема здесь: учет равной доступности популяции. Надо также получить у всех согласие.

Чаще исследователи имеют дело с ситуациями, где сравниваются две неизвестные популяции путем сопоставления выборочных значений исследуемой переменной. «Неизвестность» - нет предварительных данных о том, как интересующее нас св-во распределено в популяции, какие межиндивид. различия можно ожидать.

Исследовательская цель обычно – сравнение популяций (при сравнении выборочных средних?).

Выделяются диагностические переменные, характеризующие личность и устанавливается сходство/различие между выборками, представляющими популяции.

Иногда такие обследования называют статистическими, т.к. вместо экспериментального контроля здесь статистически вычленяются смешения с побочными факторами.

Выборочными обследованиями также можно назвать такие, в кот. присутствует нек. воздействие, и его эффект оценивается по отн. ко всей популяции, подвергнувшейся воздействию. Т.е. здесь добавляется предположение о возд. факторе, как причине различий.

Но это доэкспериментальный планы, например как воздействие – новый метод обучения и т.п.

Важные понятия:

Генеральная совокупность – совокупность единиц (людей), относительно кот. необходимо сделать вывод на основе выборки.

Выборка – это часть (подмнож-во) генеральной совокупности.

Выборка и совокупность связаны посредством процедуры отбора.

Репрезентативность выборки – осн. аспект оценки популяц. валидности, предполагающий, что в рез-те использования спец. стратегий отбора испытуемых из более широкой популяции показанная в исследовании выборка его участников хорошо представляет эту популяцию людей.

Популяционная валидность – оценка того, насколько правомерно распространять обобщения, полученные на основании использования в исследовании ограниченного числа испытуемых, на более широкие выборки испытуемых, на популяции.

Проблема оценивания психологической переменной, выступающей в роли ЗП, когда даны ее выборочные значения.

Сначала популяция известна – потом неизвестна (пример с ЕГЭ).

Цель часто: установление распределений пси признаков.

В выборочных обследованиях особое внимание надо уделять побочным факторам, приводящим к смешениям с изучаемым фактором.

Пример: исследование А. Прихожан: изучалось св-то тревожности у подростков в районах, пострадавших от Чернобыльской аварии.

Применение психодиагностических методик.

Проблема: смешения с фактором задач (различия в построении образа задачи).

ВЫБОРКИ: вероятностные (простые, систематические, многослойные – в 2 этапа:распред.по слоям и вероятн. отбор); селективные (целевые) – например, кластерная.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz