Контроль состава групп в межгрупповых схемах. Проблема репрезентативности испытуемого и выборки Виды межгрупповых планов (схем сравнений): 1. Простой план для экспериментальной и контрольной групп без предварительного тестирования. Рандомизация – R – здесь выступает как стратегия отбора испытуемых в группы из популяции, позволяет рассматривать группы как эквивалентные и приписывать различие в ЗП именно действию НП. Более сложный вар-т – рандомизированный блочный план. Используется, когда образуются подгруппы в каждой группе. Уравнять эксперимент. и контр. группы с точки зр. смешения с блоковыми ПП («знание об эксперименте», ученики разных классов и т.п.) можно отправляя в случайном порядке испытуемых из каждого блока в экспериментальную и контр. группы. Предварительное тестирование частично решает проблему учета и контроля исходного уровня ЗП, но неэквивалентность групп м.б. при этом скрыта в неизмеренных переменных. 2. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. ОРД здесь подсчитывается как сравнение разницы в приращениях ЗП между эксп. и контр. условиями. Несмотря на хороший контроль угроз внутренней валидности, такие планы могут иметь недостаточную внешнюю валидность. Пример: при измерении установок тесты могут содержать столько непривычных утверждений, что предварительное тестирование влияет на убеждение человека. 3. План Соломона. Сравнение четырех групп: двух экспериментальных и двух контрольных с введением фактора «наличие или отсутствие предварительного тестирования». Стратегиями подбора и отбора испытуемых контролируется фактор межиндивидуальных различий. Аспект репрезентативности испытуемых – внешняя валидность, эквивалентность групп – внутренняя валидность. Подбор имеет место в случае, когда испытуемые не отбираются из популяции, а распределяются по группам при уже имеющемся составе испытуемых. То есть, здесь невыполнение условия рандомизированного отбора 4. Стратегия послойного отбора или подбора испытуемых (стратегия случайного распределения слоев). 1) Составление групп, соответств.выделенными х-кам слоев (пол, возраст и проч). Таких групп будет столько, сколько уровней выделено согласно изменениям ПП. 2) Случайным образом из каждого слоя отбирают лиц в экспериментальную и контр. группы. Эксперимент. групп будет столько, сколькими уровнями представлена НП. В рез-те в каждой из отобранных (или подобранных) групп равным образом представлен каждый ур-нь ПП.Эта стратегия часто используется для контроля дополнительной переменной. 5. Стратегия попарного уравнивания. Применяется в случае подбора, когда выборка испытуемых уже определена, и они м.б. подвергнуты предварительному тестированию. 1) Определить пару испытуемых с наиболее выраженными показателями ПП (а потом с менее выраженными, с еще менее выраженными…) 2) Испытуемых из каждой пары распределить между двумя группами согласно случайной стратегии или стратегии чет-нечет. В основном эта стратегия применяется на небольших выборках. 6. Случайный отбор групп. Применяется, когда приближение к эксперименту полного соответствия предполагает реализацию Х-воздействий в реальных условиях жизнедеятельности. Напр, сравнение разных методов обучения.
Репрезентативность выборки – основной аспект оценки популяционной валидности. Выборка испытуемых из популяции не может представлять последнюю безупречно, но высокая репрезентативность м.б. достигнута при правильных стратегиях отбора испытуемых. Репрезентативность также оценивается с точки зрения учета мотивации испытуемых, определившей их участие в психологическом эксперименте (мотивация добровольцев и т.п.). Репрезентативность испытуемого – насколько типичным представителем популяции он является. |
|
|
© Group304psy |