Метод наблюдения в психологии

Можно выделить 2 осн. концепции истинности, связываемой с оценкой объективности данных психологического наблюдения.

1. Корреспондирующая концепция восходит к античности. Согласно этой концепции, создаваемый наблюдателем образ действительности является объективным в той степени, в какой он соответствует ей.

2. Концепция консистентности (современная). Объективность как согласие большинства людей. Проблема согласия наблюдателей.

Наблюдение - описательные гипотезы. Выделяют переменные, фиксируют как качественные, так и количественные. Экспериментальный метод требует выделение и фиксацию переменных – с помощью методики наблюдения. Наблюдение и измерение – условия реализации экспериментального метода, являются способами получения психологических показателей.

С точки зрения структуры или общих принципов организации исследования, психологическое наблюдение как метод противопоставляется эксперименту. Отличия: «пассивность» наблюдателя как регистратора психологических данных;(при интроспекции рефлектирующая позиция изменяет наблюдаемую реальность – постулат не соблюдается в полной мере) и «непосредственного» характера представленности данных.

Основная проблема метода наблюдения – правильное и понятное другим кодирование наблюдаемой реальности в зафиксированные данные. Эти данные должны быть воспроизводимы для прочтения другими специалистами. Принятия решения о наблюдаемом факте не требуется, все содержится в эмпирических данных. Т.о. предполагается возможность непосредственной представленности психологической реальности.

Наблюдатель - исследователь имеет нек. познавательную цель, кот. делает процесс наблюдения опосредствованным. В зависимости от цели наблюдатель будет стремиться к целостному восприятию изучаемого явления или к селективному отборы в восприятии наиболее существенных внешних проявлений психологической реальности. Наблюдатель активен в организации процесса наблюдения, подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных.

В зависимости от наличия либо отсутствия включенности наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов выделяют наблюдение объяснительное и описательное.

Наблюдаемым (предметом наблюдения) считают: поведение субъекта; внешне различимые формы взаимодействия людей в группах; языковое сознание личности, выраженное в речи; экспрессивные формы эмоц. состояний; черты личности, проявляющиеся в поступках. (пример: Тамара Дембо. Исследование динамики гнева на примере нерешаемых задач).

Научное наблюдение опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы.

При наблюдении может быть качественное и количественное описание событий.

Качественная оценка: 1)описание объекта в словаре естественного языка; 2) разработка систем условных названий, знаков, кодов. Система категорий (в узком смысле) – совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.

Количественная оценка (квантификация): 1) event-sampling – полное речевое описание поведенческих событий, послед.их прочтение и пси реконструкция. Узкое значение термина: точное временное или частотное отражение наблюдателем «единиц» описания. 2) time-sampling – наблюдатель фиксирует определенные временные интервалы, т.е. определяет продолжительность событий. Методика временных выборок. Также для количественной оценки специально разрабатываются субъективные шкалы (Пример: Шелдон, темпераменты-соматотипы).

Только описательная гипотеза. Методом наблюдения нельзя проверить каузальные гипотезы! Проверка последних предполагает вмешательство в процесс, активность исследователя.

Для оценки данных наблюдения используются понятия: надежность, валидность, согласованность, воспроизводимость.

Надежность связывается со степенью стабильности результатов, получаемых в разное время в разных ситуациях, а также со степенью согласия наблюдателей.

Критерий валидности отражает соответствие реально полученных эмпирических данных «идеальным».

Воспроизводимость данных означает оценку возможности получения аналогичных данных другими исследователями в подобных ситуациях (критерий согласия наблюдателей).

Субъективность данных наблюдения – ограниченность результатов наблюдения психическими возможностями наблюдателя. Необходимо улучшение процесса наблюдения с точки зрения приближения позиции наблюдателя к позиции наблюдаемого. Источники субъективности: индивидуальные особенности психических процессов наблюдений (люди по-разному концентрируют внимание, по-разному запоминают и т.п.); личностные особенности наблюдателя (мотивы, установки). Контроль субъективности: усиление целенаправленности и систематизации наблюдения, поиск адекватных «единиц» описания и систем интерпретации данных.

Классификация видов наблюдения.

В зависимости от целей: свободное наблюдение (нерегулярное): минимальны ограничения и целенаправленное наблюдение: в схеме четко определены цели, организации наблюдения и способы отчета. Также: а) сплошное и б) выборочное

По уровню единиц: наблюдение в единицах или в категориях

По уровню систематичности (соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта; язык описания данных; способ фиксации и порядок наблюдения): систематическое (осуществляется по определенным правилам структурирования понятий) или  несистематическое

По позиции наблюдателя: внешнее или включенное

В зависимости от организации: полевое, лабораторное или спровоцированное в естественных условиях (приближается к естественному эксперименту).

По хронологической организации: лонгитюдное (проводится несколько лет; постоянный контакт исследователя с объектом), периодическое (наиб.распространенный вид, проводится в течение опред.промежутков времени) или единичное\однократное.

По видам отчета наблюдателя: стандартизованное (предписаны выделяемые категории и единицы, кот. нужно фиксировать, порядок наблюдения и т.п.) или нестандартизованное.

Протокол наблюдения (сплошной, выборочный)– ведется чаще всего непосредственно.  Дневник- используется при лонгитюде, записи обычно делаются раз в день по памяти в свободной форме.

Процедура наблюдения как реализация опред. методики состоит из след. этапов:

1. Этап подготовки: составление исходных представлений об объекте, выбор методики;

2. Этап разработки схемы наблюдения (конкретного плана) – выбор техник наблюдения и последовательность их применения; часто здесь проводится предварит.сеанс наблюдения;

3. Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала;

4. Этап обработки и интерпретации результатов.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz