Мысленный эксперимент и мысленные образцы экспериментов. Верификация и фальсификация гипотез позволяет ввести такой критерий различения как мысленные и реализованные эксперименты. Фальсификация, т.е. отвержение гипотезы как неверной, м.б. основана не только на реально проводимом эксперименте, но и путем содержательно-логич. доводов при интерпретации ожидаемых зависимостей. Верификация, т.е. принятие гипотезы как соответствующей реальности, возможна только на основе полученных эмпирических данных, т.е. в реальном эксперименте. Реальный (реализованный) эксперимент - проводимый с целью получить эмпирические доводы в пользу или против предполагаемого в содержательной гипотезе понимания психологич. закономерности. Ему противопоставляется мысленный эксперимент, который позволяет предполагать получение тех или иных данных при управляемых экспериментальных воздействиях, но эти предположения не реализуются в предметной деятельности исследователя. Мысленный эксперимент направлен на обоснование определенного решения о виде и механизмах предполагаемой закономерной связи между НП и ЗП. В мысленном эксперименте – реализация определенного пути к выводам о зависимости, в реальном – несколько путей (минимум, три). Преимущество мысленных экспериментов – возможность предполагать установление зависимости в отсутствие смешений. Здесь не нужен реальный контроль смешений, можно предположить идеальные условия и мысленно моделировать изучаемые базисные процессы в любых показателях их проявлений (даже если нет реальных методик). Здесь нет необходимости соотносить рез-т действия НП с оценкой внутренней и операциональной валидности. Следует разводить понятия «мысленный эксперимент» и «мысленный образец эксперимента». Мысленный эксперимент: 1) принятый норматив размышлений на всех этапах проверки гипотезы; 2) МЭ в контексте использования психологом мысленных образцов с целью контроля угроз выводу об эмпирич. зависимости; 3) МЭ – эксперимент, кот. нереализуем из-за отсутствия ср-в операционализации переменных. В первых двух случаях путь мысленного экспериментирования – это обсуждение экспериментальной модели, задающей интересующую связь между переменными. Третий случай – «нереальный эксперимент». Гипотезы, проверяемые в МЭ: каузальные, структурно-функциональные. Функции мысленного эксперимента: планирование, обоснование и оценка валидности реально проводимых экспериментов. Мысленные образцы эксперимента – это критерии, в отношении к которым обсуждаются разные аспекты валидности реально проводимых исследований. 1. Идеальный (на ЗП влияют только ур-ни НП,др.изменений нет, нет ПП) – внутренняя валидность 2. Бесконечный (внутренняя валидность) 3. Полного соответствия (для оценивания внешней валидности) 4. Безупречный (синтез трех предыдущих) |
|
|
© Group304psy |