Качественные исследования в психологии. 

Под названием качественные исследования объединены несколько направлений. проверка гипотез – не исходный пункт, она может завершать исследование. Может иметь индуктивный характер.

Данные обязательно представлены или кодируются словом – текстами.

Цель качеств. исследования – понимание текстов, объектом анализа выступают в основном тексты или текстуально представленные рез-ты наблюдения. Процедурные ср-ва работы с текстами: категоризация, кодирование, кластеризация и др.

Помимо наблюдения, в др. типах качеств.исслед. ведущее место отводится этапу систематических описаний, где важны 2 аспекта:

1)      фиксация переживаний и смыслов, передаваемых посредством текстов;

2)      стратегии контроля интерпретации текстов

 

Обычно качеств.исслед. явл. междисциплинарными.

Ряд особенностей предмета и направленности качеств. исслед:

Качественные подходы образуют качественную парадигму, кот. часто противопоставляется количественным подходам, что неправомерно (хотя бы потому, что количественные данные – след. ступень представления качественных).

Важнейшим при качеств.исслед. явл. следование идеографическому подходу (реконструкция предмета познания во всей его уникальности).

Анализ индивидуального случая, анализ документов, интервью, приемы качественной психодиагностики, разработка схем наблюдения (где данные представлены в качеств. единицах и категориях) – эти методы в психологии используются в целях качественной реконструкции ненаблюдаемых базисных процессов.

Качеств.методы сфокусированы на роли субъекта.

Ряд стратегий построения качественного исследования:

1. Феноменологическое исследование.

Приемы сбора, анализа данных о феноменологическом составе переживаний человека при восприятии им разных событий в т.ч. своего внутр. мира. Методики: полуструктурированное интервью, самоотчеты

2. Биографический метод

Раскрытие жизненной истории чел-ка как реконструкция на основе документированных фактов биографии.

3. Этнографическое исследование

Обычно полевое с целью описания образа жизни, групповых отношений и идентичности соц. сообществ. Часто реализуется с помощью включенного полевого наблюдения.

4. Исследования «обоснованной теории»

Конструирование теории для представления феномена, индуктивное ее построение; предложили эту стратегию социологи Глезер и Страус. Материал для ее реализации – текстовые описания.

5. Дискурс-анализ

Анализ вербальных коммуникаций между людьми с позиции учета культурных, политич. и проч. дискурсов. Дискурсы – устойчивые системы значений, функционирующих для интерпретации событий в рамках определенных сообществ.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz