Искусственные эксперименты и полевые

Данный критерий классификации задается отличиями независимых переменных с точки зрения их соответствия условиям реальной жизнедеятельности человека или теоретическим понятиям, операционализируемым на уровне конкретных методических средств.

Искусственные эксперименты: экспериментальная ситуация моделирует реальную, но позволяет лучше контролировать связь между ЗП и НП путем устранения или стабилизации ряда побочных переменных, которые в реальных условиях жизнедеятельности обычно представлены.

Лабораторные эксперименты, как и искусственные, проводятся в специально созданных условиях. Предполагают очищение условий эксперимента так, чтобы можно было изменять единичные независимые переменные. Различие между искусственными и лабораторными экспериментами в том, что репрезентирует экспериментальная модель: реальную ситуацию или теоретическую модель.  формы проведения искусственных и лабораторных экспериментов: в первом случае игры и тренажеры, очищение условий не должно влиять на качество изучаемого процесса.

искусственные эксперименты Готтсданкер назвал «улучшающими мир».

Они проводятся в том случае, когда простое воспроизведение реальной ситуации не позволяет сделать эксперимент внутренне валидным. Однако возникает вопрос: можно ли применять результаты такого эксперимента к реальности?
на первый план выступает проблема внешней валидности. В  искусственных экспериментах можно повысить внутреннюю валидность.

Описаны три способа улучшения реального мира:

1)      устранение систематического смешения,

2)      возможность получить необходимое количество данных за более короткий срок и тем самым повысить надежность эксперимента,

3)      возможность сократить несистематическую изменчивость данных и их разброс, что также обеспечивает более высокую надежность.

Достичь в эксперименте соответствия НП довольно просто. Нужно, чтобы вводимые условия были либо типичными для реальных ситуаций, либо вполне вероятными.

Соответствие ЗП оценивалось по следующим трем пунктам.

1)      Соответствует ли работа испытуемого в эксперименте его реальной деятельности?

2)      Отражают ли измеряемые  показатели наиболее важные аспекты этой деятельности?

3)      Адекватен ли способ представления результатов измерений?

В искусственных экспериментах возникают также вопросы о соответствии ДП, стабильных по своему уровню. В целом ряде случаев ДП являются ключевыми, и их уровень должен соответствовать реальному миру. Нужно стараться также воспроизводить в эксперименте те дополнительные (по отношению к основной задаче) действия, которые в реальности выполняются одновременно с ней. Кроме того, следует выяснить, как скажется на внешней валидности искусственного эксперимента отсутствие эмоциональной напряженности (которая, как правило, характерна для соответствующих реальных ситуаций). Следует специально проанализировать последствия предъявления испытуемому всех экспериментальных проб за короткий (сжатый по сравнению с экспериментом, дублирующим реальность) период времени.

Полевые эксперименты

Естественный (полевой) экс-т – в естественных условиях. Управление НП. Уровни НП отличаются для эквивалентных выборок. Но такие выборки сложно организовать. Психолого-педагогические исследования форм обучения – деление на экспериментальную и контрольную группы. Группы имеют свою историю развития, отличаются по составу. ЗП – успеваемость.

Как задать условия.

  1. Обычные условия, в разных группах учение по разным методам. Если огласить, ученики стремятся записаться в экспериментальную, мотивация влияет на результаты. Смешение уровней экспериментального фактора и ПП.
  2. Если не оглашать, где – экспериментальная группа, сохраняется мотивационная эквивалентность групп. Смешение индивидуальных особенностей (препода). Предубеждение препода к какому-то одному методу.

в полевом исследовании, где условия экс-та полностью совпадают с обычными условиями, может создаваться экологически валидная ситуация. Валидная = правильная с т.зр. организации по целям и последующим обобщениям. Можно перенести прямо полученные обобщения на подобные виды обучения для других учебных заведений.

Для полного соответствия переменных – слепой опыт – создание условия, когда факт проведения исследования и его цели неизвестны всем его участникам. Нужен учет этических аспектов.

Пример: испытание новой программы преподавания физики в вузах – Гарвардский проект по физике. Была реализована рандомизация как стратегия отбора из всей популяции обучавшихся предмету (преподаватели и студенты). Знание предмета у студентов обеих групп оказалось одинаковым, но по показателям эмоционального отношения новая программа получила более высокую оценку.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz