Демонстрационный эксперимент (опыт) и представление о психологическом законе в школе Левина В контрольном эксперименте не включены конкурирующие гипотезы. Это эксп-т с контролируемой НП, где гипотеза ставится в контролируемые условия проверки. Проверяется одно теоретическое предположение, данные «за» и «против» относятся к одной объяснительной схеме. Демонстрационный эксперимент (опыт) противопоставляется контрольному эксперименту, т.к. в нем нельзя при получении отрицательных рез-тов перейти к оценке КГ. здесь нет этапа принятия решения об экспериментальном факте, т.к. нет выбора между альтернативами «за» и «против». Наиболее известны 2 вида демонстрационных опытов: 1. Инициирование эффектов, кот. практически однозначно воспроизводимы при аналогичной ситуации. Ожидаемый эффект здесь 100%. К таким опытам относится демонстрация перцептивных феноменов. Белый экран и проецирование на него монохроматических цветов, смешивание цветов – дают однозначные рез-ты для любого исследователя (цветоанамалов в качестве испытуемых не берем). В базисном процессе, подвергающемуся «проявлению» отсутствуют изменения. 2. Этот вид однозначно может демонстрировать правильность или адекватность психологической гипотезы только по отношению к уже состоявшемуся событию. Обычно это феномены, связанные с мотивацией, волевой регуляцией, групповой динамикой. Пример: просоциальное поведение (бросится ли человек на помощь, услышав крики в соседней комнате) – нельзя предполоить, как поведет себя испытуемый наверняка, но если происходит ожидаемое поведение – однозначная интерпретация. Их нельзя в точности воспроизвести повторно, т.к. актуалгенез зависит от субъекта. Пример – эксперименты Левина и проблема их воспроизводимости. Особая по структуре ситуация позволяла провоцировать проявление динамических законов в их понимании Левиным. Формирование и разрядка квазипотребностей, создание систем напряжения в психологическом поле – это те интерпретационные конструкты, кот. позволяют получать эмпирические доводы в левиновских опытах, кот. структурно построены и как наблюдение, и как демонстрационные опыты, и как истинные эксперименты (вспомним Зейгарник). Теория Левина Левин ввел в психологию представление о кондиционально-генетических законах. Он считал, что психологические закономерности, выходящие за область психологии ощущений (память, мышление, эмоции) описываются скорее «полузакономерностями», т.е. с достаточной долей отклонений от нормального протекания. Этому Левин противопоставил «другую веру в закономерность психического» - основанную на содержательном развитии психологических знаний. Он противопоставляет ушедшей эпохе «психологии элементов» психологию «целостностей». По Левину, сущность закона должна соотноситься не с понятием множества (случаев), а с понятием типа. Т.е. для научного описания достаточно одного случая, если он явл. представителем типа, поскольку тип отражает каузальные связи в ситуации (каузально-генетич.св-ва). На основе содержательного развития теории возможно различение динамических факторов, одинаково причинно действующих в различных ситуациях, т.е. закон может кондиционально-генетически объяснять процессы, внешне разнородные (но кот. составляют 1 тип). Напротив, внешне схожие процессы могут существенно отличаться по структуре каузальной обусловленности. (пример с печатной машинкой и опытной\неопытной работницей). Надо распознавать действительные «целостности» - это предпосылка для установления законов психических процессов. Закон отражает каузально – генетический тип процесса. Решающими явл. «динамические в узком смысле слова факторы» (отсюда – динамические законы). Составляющие психологического закона: 1) общее утверждение, связанное с пониманием закона как сущности явлений и их причинно-следственного генеза; 2) специальное для этой теории представление о целостностях и динамических силах, стоящих за каузальностью. В последующем развитии пси методов и методологии науки выяснилось, что вероятностной оценке подвергаются не законы, а статистические гипотезы. |
|
|
© Group304psy |