Основные квазиэкспериментальные планы. Квазиэкспериментальные схемы организации сбора данных – к-рые позволяют проверять псих. гипотезы, ориентируясь на нормативы, сложившиеся при построении исследования и выводов на основе осуществления экспериментального метода. Предполагают снижение форм экспериментального контроля. Иногда вынужденное – при сложных зависимостях, чье моделирование почти невозможно. Иногда – изменение логики вывода. Квазиэкс-т в широком смысле – способы планирования и сбора данных, включающие элементы экспериментирования. Но не все его этапы. Квазиэкс-т в узком смысле – специфика форм организации исследования, если направлено на проверку каузальной гипотезы, но с недостаточным контролем за экспериментальным воздействием и побочными факторами. Примеры квахиэкспериментов в узком смысле: различные группы схем: - Межгрупповые схемы с полным контролем НП, но без выполнения условия рандомизации. - Межгрупповые схемы с аналогами НП (схема контроля пост фактум) - Схемы с одной группой испытуемых, в кот. представлены изменения, связанные с фактором времени (временной тренд). Условия НП в квазиэкс-те проявляют действия глубинных причин, полагаемых в качестве базисных переменных. Эксп-льные условия – для того, чтобы проявить это глубинное воздействие, но не осуществить. А.Фрейд – исследование рисунков детей, к-рые во время 2й Мировой Войны были в концлагерях или с матерями (этот фактор не контролировался психологом). Базисная переменная (БП) - на нее воздействует НП. Соотносится с понятием базовых процессов. Базисный процесс – исследуемый псих. пр-сс, реконструируемый на основе теоретических предположений и установления связи между НП и ЗП. Базисная побочная переменная (БПП) – в контексте контроля за выводом (пост фактум) в квазиэксп. – это переменная внутренних условий, которая смешивается с основным изучаемым базисным процессом (субъектная переменная, фактор межиндивидульных различий). Цели и ограничения выводов при квазиэкспер. обусловлены след моментами: 1. Стремление исследовать сложные молярные каузальные зависимости, не воспроизводимые в лабораторных условиях, приводит к тому, что эксперименты проводятся в полевых условиях, где хуже контролируются случайности (смешения) 2. Для снятия такой угрозы валидности вывода, как знание испытуемого о самом факте экспер, проводится замаскированный эксперимент (слепой опыт - создание условия, когда факт проведения исследования и его цели неизвестны всем его участникам). 3. Испытуемые могут демонстрировать и др. тенденции в изменении поведения в силу актуализации особых видов мотиваций (напр, мотивация экспертизы). 4. Существуют зависимости, которыми управлять невозможно (внутренние, субъективные условия). В первых 3х случаях обычно применяют различные квазиэкспер. планы с недостатком контроля до осуществления экспер. воздействия. В дополнение к этим планам можно воспользоваться др. способами контроля – контроль с помощью дополнительного варьирования и статистического контроля. Для 4го случая применяют качественно иной способ контроля, а именно: контроль путем выбора «когда и на ком проводить измерения» (контроль пост фактум). То есть, экспериментатор подбирает группы людей для измерения ЗП, полагая различия уже состоявшимися или существующими безотносительно к плану исследования (пол, мотивация и проч). 2 осн. направления снижения форм контроля при формировании эксп. и контр. групп: 1) невыполнение условия рандомизации при отборе испытуемых; 2) рассмотрение в качестве аналога НП отличия между группами, которое вводилось как основание неэквивалентности групп.
1. Стратегия подбора групп по заданному признаку. Подбор пар испытуемых – позволяет рассматривать квазиэксп. исследование как сходное с корреляционным. Признак, выбранный как вариата, здесь может формулироваться как аналог ЗП или как аналог НП (реконструируемая причинно-действующ. переменная). Испытуемые, подобранные в пару, будут отличаться по какому-то признаку. Именно различительный признак будет лежать в осн. отличия однородных групп в квазиэксп. Пример: Бандура и Уолтерс – связь подростковой агрессии с отвержением в семье. Подростки в каждой паре различались по показат. агрессии. Цель – задание различия между группами по контролируемой переменной – аналогу НП. Контроль эквивалентности – по ПП (ф-р межиндивидуальных различий). 2. План с неэквивалентной контрольной группой. В педагогических исследованиях распространен план с неэквивалентной контрольной группой (один из квазиэкспериментальных планов со снижением контроля до организации воздействий). Если в эксперименте используются реально сложившиеся коллективы, например учебные группы, то экспериментальное и контрольное условия нельзя считать уравненными, так как между группами возможны различия, которые могут «наложиться» на изучаемую закономерность и обусловить неверные интерпретации. Измерение ЗП до и после экспериментального воздействия. Влияние фактора естественного развития. Включение неэквивалентной контрольной группы отвергает гипотезу о роли фактора состава групп и естественного развития. 3. Смешанный план контроля внешних и внутренних условий. Переменная внутр. условий (индивидуальные особенности психологов в службе ЧС) смешивается с переменной внешних условий: например склонность к риску(внутр.) влияло на ЗП (решение о заключении под стражу), она смешивалась с переменными внешних условий (наличие свободных мест в клинике принудительного лечения, в какой ситуации применялось решение – ЧС или обычная) Неэквивалентные группы различаются не по уровням экспериментальных воздействий, а по заданному экспериментатором параметру. Функциональный контроль уровней переменной (аналога НП) заменяет организацию воздействий. 4. Применение статистического контроля. Увеличение числа испытуемых для выявления смешений БП с БПП. В отличие от КИ, здесь выводы строятся иначе. Одна часть квазиэксп. схем строится на осн. истинных (по Кэмпбеллу) эксп. планов, но здесь ограничения в контроле угроз валидности (напр, из-за неэквивалентности групп). Другая часть – включают только выбор исследователя, когда и на ком проводить измерения, характеризуется отсутствием экспериментального контроля. Здесь осуществляется статистический контроль – контроль после того, как завершена осн.эмпирическая часть исследования (контроль пост фактум). Для этого нужно дополнительно измерить БПП (источники смешений). - Контроль пост фактум Общая схема представляет собой систему сравнения влияния БПП, измеренных в качестве индивидуальных различий, на изучаемый базисный процесс. Контроль за выводом включает 3 этапа: 1) Этап первоначального подбора групп с разным составом, отличающимся по ур-ням осн. БП; 2) Экспериментальное сравнение значений ЗП в этих группах, поиск «эффекта» БП; 3) Контроль смешений выявленного осн. эффекта с БПП. - Временной тренд Схема временных серий предполагает возм-ть многократного (длительного) измерения ЗП как до, так и после воздействия, рассматриваемого как экспериментальное. Получаемые кривые отражают динамику врем. изменений – это и есть временные тренды. При анализе временного тренда время – аналог НП. Если эксп. воздействие в опред. промежуток времени изменяет высоту, то это нарушение временного тренда. |
|
|
© Group304psy |