Экспериментальный контроль (как условие планирования и проведения психологического эксперимента); его виды и средства.

3 традиции в понимании планирования псих эс-та:

  1. выбор схемы (плана\дизайна) получения данных для проверки каузальной гипотезы. 
  2. Определение типа переменных с т.зрения заданных гипотетических конструктов и решени вопроса об операциональных переменных, выбор методических средств. Отражающих взаимосвязь аспектов содержательного и формального планирования.
  3. Планирование с целью использования статистических решений, с указанием минимального эффекта (в различиях ЗП) – критерия для принятия ЭГ.

1 и 3 – формальное планирование. Основа вывода об экспериментально установленном факте. Внутренняя и операциональная валидности. 2 – содержательное планирование. Вопрос о переходе ТГ => ЭГ, тип экспер-та, конструктивная и внешняя валидности. Обобщение.

Экспериментальный контроль – обеспечивает достоверность вывода об эмпирически выявляемой зависимости с т.зр. отвержения других правдоподобных объяснений, исходящих из технических условий ее получения, но не достоверность с т.зр. конкретизации теоретич. интерпретации причинно-следственного характера.

Достоверность вывода об установленной зависимости с т.зр. контроля переменных достигается:

1) возможностями формального планирования (построение экспер-льных схем и определение нужного числа проб);

2) заданиями разных типов переменных и разных типов экс-тов;

3) снятием угрох валидному выводу со стороны других факторов, подлежащих первичному контролю.

1. возможности формального планирования

Планирование эксперимента – организация его проведения в соответствии с предполагаемой экспериментальной моделью при мысленном сопоставлении с безупречным образцом ее воплощения для того, чтобы получить достоверные данные.

Планирование предполагает, что в ЭГ конкретизированы, а на методологич. уровне операционализированы НП и ЗП.

Различают формальное и содержательное планирование.

Формальное возможно в тех исследованиях, в которых используется традиционный для естественных наук принцип: переменные (НП и ДП) представлены и управляемы независимо друг от друга. Если управляемых переменных больше, чем одна, то принимаем принцип изолированных условий. Принцип изолированных условий: уровни каждой переменной могут сочетаться с уровнями др. переменных, и из связей отдельных переменных можно конструировать их общий эффект – результат действия НП и эффекты взаимодействия.

Формальное планирование направлено на выбор схемы, плана организации взаимодействий, указание минимального эффекта (в различиях ЗП).

Содержательное планирование – на этапе формулирования и гипотез  должна быть сохранена специфика исследуемой психологической реальности, конкретизируемой в выделяемых для изучения базисных процессах. Здесь определяется тип переменных с точки зрения заданных гипотетических конструктов и решения вопросов об операционализации переменных, выбор методических средств.

Для достижения валидности используются разные средства экспериментального контроля. 

Он предполагает способы задания уровней НП (функциональный контроль НП, управление экспериментальными факторами) и контроль всех других переменных как источников конкурирующих объяснений, т.е. факторов, кот. могут угрожать валидному выводу о действии НП на ЗП. Основной (но не единственный) компонент экспериментального контроля – это разработка экспериментальных схем или планов.

Экспериментальный контроль – это условие контроля за выводом.

План экс-та задает схему контроля предъявления уровней НП – порядок экспериментальных условий – 1 испытуемому или группам испытуемых и схема фиксации первичных показателей ЗП. План включает число опытов. Фактор времени, утомляемости, тч увеличение не хорошо.

2. Контроль типа переменных.

Определения типа переменных с точки зрения соответствия их реальным условиям или рассматриваемым теоретич.конструктам позволяет прогнозировать возможность обобщений выводов за пределы экспериментальнйо ситуации. То есть, здесь есть определенные требования к внешней валидности. Способ отбора испытуемых в группы или из популяции определяет допустимые границы обобщений. В зависимости от статуса тех или иных переменных по отношению к ЭГ и возможностей управления м.б. использованы такие формы контроля, как стабилизация переменных или их максимальное варьирование.

Выделение переменной – НП – контроль ее уровней. Их должно быть не меньше, чем 2: экспериментальные и контрольные условия.

3. угрозы валидному выводу со стороны других факторов, подлежащих первичному контролю

Первичный контроль – контроль всех ПП, особенно связанных с выделением НП и взаимодействием э-татора с испытуемым, до выбора планов экс-та или безотносительно к ним.

Угрозы валидному выводу – формулирование системы гипотез, оценка валидности и реализация выводов.

Экспериментальный контроль – контроль НП и контроль побочных\смешивающихся\сопутствующих переменных. Контроль несистематической изменчивости (ненадежность данных), систематических смешений, сопутствующее смешение.

Типы экспериментов: естественные-искусственные-лабораторные, интраиндивидуальные-межгрупповые-кроссиндивидуальные, с 1 НП и факторные планы, качественные-количественные.

Эффект э-татора. Он включен в общение с испытуемым. «эффект Пигмалиона» - непроизвольное способствование в проявлении тех закономерностей. В истинности к-рых убежден э-татор.

Контроль переменных.

Валидность – оценка исследования с т.зр. правильностиего организации и возможности считать результаты достоверными.

Для достижения валидности используют разные формы экспериментального контроля – способы задания уровней НП и контроль всех других переменных как источников конкурирующих объяснений. Это условие контроля за выводом. Используется разработка эксп планов.

Побочная переменная – не входит в экспериментальную гипотезу, но может либо влиять на изучаемый баазисный процесс, либо смешиваться с НП и ЗП, что нарушит вид исследуемой зависимости.

Внутренняя валидность – критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий считать достоверными выводы относительно именно той зависимости, которая сформулирована в ЭГ. Угроза от несистематических и систематических смешений с ПП.

Экспериментальный контроль должен включать контроль артефактного вывода.

Выделение переменных – при применении психологических\психодиагностических методик (субъектные переменные = переменные внутренних условий).

Репрезентативность переменных – соответствие операционализированных в методиках переменных тем конструктам, к-рые они представляют в фиксированных показателях.

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz