Истинные и доэкспериментальные планы (по Кэмпбеллу) Критерий Кэмпбелла (относительно формального планирования). Доэкспериментальные планы: 1. Анализ единичного случая. Понимания АЕС: Кэмпбелл: план «только Х» или ХО. Контрольной группы нет, и ЗП измеряется после организации экспериментального воздействия. Х может вообще отсутствовать. Задача обследования (нейро- и патопсихологическая диагностики). Здесь не представлена организация уровней определенной НП, а использование психологических методик включает и актуализацию исследуемых процессов, и психодиагностическую направленность заключений. Описание и объяснение психологических свойств конкретного субъекта строятся путем проверки множества гипотез, выбор которых направляется ситуацией в рамках задачи описания индивидуального случая. АЕС базируется на теории, призванной применительно к используемому методическому средству задать систему ориентиров для обсуждения актуализируемых свойств и процессов. Проблемы:
2. Межгрупповые доэкспериментальные схемы: Анализ единичного случая, где «случаем» представлена группа людей. Например, педагогические эксперименты с одним Х-воздействием и одной группой. Проблемы: - возможно, в выбранной группе изначально более сильные студенты; - возможно, понимание учащимися факта эксперимента заставило их работать более усердно; - возможно, рез-т связан с личностью преподавателя. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе (О’ХО”). По сравнению с первым, этот план лучше, т.к. учитывается величина изменения ЗП от первого ко второму измерению (т.е. есть контроль ЗП на уровнях «до» и «после» воздействия). Причины малой достоверности выводов: 1) Фактор «фона». Сначала провели первичный замер (О’), однако замер О” проходил в измененной ситуации! 2) Фактор «естественного развития». Здесь то же самое, только ситуация – изменился возраст испытуемых и т.п. 3) «Эффект тестирования». Сам факт тестирования вызывает эффект тренировки. 4) Фактор «реактивности» испытуемых. Сама по себе процедура измерения переменных может выступать стимулом для изменения поведения, оценок или мыслей испытуемых (+ «эффект Розенталя»). Выводы по доэкспериментальным планам: в этих планах отсутствует контроль за уровнями НП, вследствие чего нельзя сделать вывод о действии НП и нельзя отвергнуть многообразия др. объяснений изменений ЗП – «третьи» переменные (т.е. указанные побочными факторами). Эти конкурирующие гипотезы не могут быть отвергнуты из-за отсутствия данных о ЗП в аналогичных условиях для контрольных групп (где нет активного уровня НП). Истинные экспериментальные планы. 1. Интраиндивидуальные схемы. Обеспечение внутренней валидности – основная цель планирования при разработке интраиндивидуальных схем сравнений ЗП. Факторы времени и последовательности – основные угрозы смешений. Фактор задач – третий основной источник угроз внутренней валидности. Основные интраиндивидуальные схемы направлены на решение проблем контроля систематических и несистематических смешений. Перечислим главные из них: -случайная последовательность (Использование таблицы случайных чисел) -Квазислучайная последовательность включает дополнительное условие: общее число проб делится на равные микропоследовательности. -Схема регулярного чередования выглядит как повторяемость одних и тех же условий в неизменном порядке: АБАБАБ. -Схема позиционного уравнивания – четвертая из наиболее часто используемых. АББА 2. Межгрупповые схемы. Эксперименты, в которых участвуют не отдельные испытуемые, а группы испытуемых. Преимущества: 1. Выводы можно распространить на более широкую популяцию. 2. Более экономичен, чем индивидуальный. 3. Возможность применять более эффективные схемы межгрупповых сравнений.
1. Простой план для экспериментальной и контрольной групп без предварительного тестирования. RXO’ R O’’ Х – воздействие. О – ЗП. Рандомизация – R. 2. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. RO’XO” RO O” ОРД здесь подсчитывается как сравнение разницы в приращениях ЗП между эксп. и контр. условиями (О2-О1)- (О4-О3). 3. План Соломона. Сравнение четырех групп: двух экспериментальных и двух контрольных с введением фактора «наличие или отсутствие предварительного тестирования». RO1XO2 RO3 O4 R XO5 R O6 3. Кроссиндивидуальные схемы. (!) это экспериментальные планы, предполагающие задание разных последовательностей, включающих все уровни экспериментального фактора, разным испытуемым или разным группам испытуемых. Планы: 1) Реверсивное уравнивание. Двум разным группам испытуемых условия предъявляются в прямом и обратном порядке (АВС – первой группе, ВСА – второй). Усреднение показателей ЗП происходит при этом для общего числа проб отдельно по каждому уровню НП. часто используются для многоуровневых экспериментов. Фактор времени по-разному влияет на А,В и С, чтобы решить эту проблему – полное уравнивание. 2) Полное уравнивание (контроль эффектов последовательности): - латинский квадрат (план орг-ции многоуровневого экс-та, где вторым экспериментальным фактором выступает определенный порядок предъявления НП: в каждой последовательности всех ур-ней НП занимает новое место). - сбалансированный латинский квадрат (любому уровню НП один раз непосредственно предшествует каждый другой уровень)
Планы предъявления всех уровней экспериментального фактора одному и тому же испытуемому и в однократном предъявлении каждой микропоследовательности разным испытуемым. Сбалансированный квадрат отличается тем, что в нем любому уровню НП один раз непосредственно предшествует каждый другой уровень. Но есть эффекты центрации и края. Для кроссиндивид. схем отбор испытуемых в группы тот же, как в случае межгрупповых схем. Преимущество кроссиндивидуальных схем состоит в построении на их основе функциональных зависимостей. |
|
|
© Group304psy |