Педагогическая психология как прикладная отрасль

См.вопр.1 - В плане связи с педагогикой  и др. дисциплинами

Педагогическая психология существует в дух ипостасях:

 

· как базовая наука, изучающая фундаментальные психологические закономерности развития человека в ходе (об)учения и воспитания 

• как прикладная наука, разрабатывающая рекомендации по использованию знания из всех областей психологии (прежде всего педагогической, но так же общей, возрастной, социальной, клинической, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии труда и др.) для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и успешного достижения поставленных педагогических целей (психология образования).

Педагогическая психология является одной из базовых наук педагогики и частных методик.

Профессиональная подготовка учителя невозможна без изучения педагогической психологии. Она позволяет учителю корректно разрабатывать циклы обучения, анализировать трудности учащихся, возникающие в ходе усвоения; проводить необходимую коррекционную работу и решать многие другие профессиональные задачи.

 

Предмет педагогической психологии как прикладной дисциплины: Психологические основы проектирования и управления процессами обучения и воспитания в тех или иных социальных условиях

Педагогическая психология как прикладная отрасль знания, использующая достижения психологической науки в целях оптимизации педагогической практики: сферы применения (образование, промышленность, бизнес, здравоохранение, медиа-коммуникация).

Педагогическая психология или психология образования  — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.

Для применения психологических знаний в практике необходимо знать основные свойства, характеризующие знания и умения. Высоко практическое значение знаний о результатах учения для обучения и контроля усвоения.

Существует ряд важнейших психологических свойств, которые характеризуют степень овладения субъектом знаниями и умениями.

Первичные свойства знаний и умений.

Уровень исполнения (степень интериоризации, форма действия):

а) уровень внешних действий – материальных и материализованных;

б) уровень речевых действий (громко речевой, шепотный, «про себя»);

в) уровень внутреннего умственного интериоризированного действия.

Мера самостоятельности: знание может быть использовано, а умение реализовано в действиях с помощью другого человека или самостоятельно.

 Уровни усвоенности:

а) уровень узнавания;

б) уровень воспроизведения;

в) уровень применения знаний в привычных условиях;

г) уровень применения знаний в новых условиях (творческое применение).

Мера обобщенности – широта границ использования знаний и умений по отношению к предметам и явлениям.

Степень автоматизированности: а) неавтоматизированные и б) автоматизированные приемы использования знаний и умений (навыки); последние могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Скорость актуализации: временные, темпоритмические характеристики воспроизведения знаний и использования умений при реализации действий.

 Степень напряженности в процессе актуализации знаний и умений при подготовке и выполнении действий («энергетическая цена» действий).

Вторичные свойства знаний и умений.

Разумность: степень выделения существенных для выполнения действия предметных свойств и обстоятельств при отвлечении от несущественных свойств и обстоятельств.

Мера осознаваемости (рефлексивности): знания и умения могут быть полностью или частично осознаваемыми (возможна ложная осознанность знаний и умений), а также неосознаваемыми. При этом осознаваемые умения и знания транслируемы.

Критичность: способность обосновать цели и приемы выполнения действия при его осознаваемой (рефлексивной) организации.

Мера освоения знаний и умений определяется а) степенью автоматизированности; б) скоростью актуализации.

Мера развернутости знаний и умений – полнота представленности всех операций, требующихся для овладения верными приемами ориентировки и организации действий (см.: П.Я. Гальперин).

Содержание и характеристики знаний субъекта:

полнота по видам содержания, форма презентации (образная, знаковая), обобщенность, систематичность, уровень готовности к воспроизведению (узнавание, актуализация во внутреннем плане), степень осознанности и сознательности, прочность и др.

Умения как способности осуществлять действия.

Состав действий: предмет, продукт, средства, операции и их виды по функциям (познавательные, исполнительные, контрольно-корректировочные), знания о действии и их виды по полноте, обобщенности, способу получения.

Свойства умений: полнота операций и степень их обобщенности, степень интериоризации и автоматизации, мера сознательности, время выполнения, степень напряженности.

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz