6. Структура процесса учения: процесс и результат.

Учение – процесс приобретения знаний и умений.

В процессе учения по Ильясову можно выделить два основных компонента:

1) уяснение содержания знаний и действий, усваиваемых в учении,

2) отработку (освоение, закрепление) знаний и действий.

Эти компоненты могут протекать как последовательно, так и параллельно во времени (однако начинается процесс всегда с первого компонента).

На первом этапе происходит возникновение в опыте учаще­гося новых знаний и действий их состава, структуры со всеми содержательными и формальными простыми и составными ха­рактеристиками и производными от них внешними параметрами.

Первичные характеристики состава и структуры знаний:

1. Простые:

1.1. Содержательные:

а) полнота состава;

б) дифференцированность компонентов;

в) обобщенность компонентов;

г) характер отношений компонентов (сочиненность — подчиненность);

д) поря­док осуществления (последовательно — одновременно);

1.2. Формальные:

а) форма (уровень) действия (материальная, речевая, ум­ственная);

б) степень автоматизированности компонентов;

Дифференцированность действия – это мера различения субъектом существенных и несущественных для действия признаков предмета.

Автоматизированность действия характеризуется количеством его операций, осуществляемых неосознанно.

Обобщенность действия задается широтой класса объектов, с которыми оно может осуществляться правильно.

Сознательность действия проявляется. в способности субъекта дать отчет о его составе.

Прочность действия определяется длительностью перерыва в применении усвоенного действия, после которого оно еще может осуществляться с нужными показателями.

2. Составные:

а) разумность (сочетание полноты, дифференцированности и обобщенности);

б) сознательность (сочетание полноты и воз­можности осуществления в речевой форме);

в) абстрактность (сочетание обобщенности и умственной формы);

г) освоенность (как сочетание полноты, обобщенности, дифференцированности, умственной формы, автоматизированности).

К производным от первичных внешним характеристикам зна­ний и действий относятся правильность, скорость и легкость ак­туализации и осуществления, прочность.

На втором этапе происходят изменения возникших в опыте учаще­гося новых знаний и действий по формальным первичным пара­метрам (уровню и развернутости) и производным от них внешним характеристикам (скорость, легкость актуализации знаний и осуществления действий, прочность). 

Процесс учения характеризуется некоторыми свойствами:

Первичные

Производное

Результативность

(достигнут или не достигнут результат)

Эффективность как отношение результативности к двум другим первичным свойствам

Длительность, скорость, темп

Напряженность

 

Структура процесса учения:

1. На основе функциональных признаков компонентов: нахождение знаний -> закрепление знаний и действий -> переработка знаний -> применение знаний - установление связей - упрочнение знаний - уяснение ориентировки - отработка и т.д (Торндайк, Пиаже, Брунер, Гальперин, Давыдов)

2. Через функциональные признаки и познавательные процессы - восприятие, осмысление, понимание, закрепление, овладение, переработка знаний и тд (Коффка, Бандура, Леонтьев, Рубинштейн)

3. Через этапы решения творческих задач - столкновение с проблемой и ее анализ, выдвижение гипотез, нахождение решения (Толмен)

 

Создать бесплатный сайт с uCoz