6. Структура процесса учения: процесс и результат. Учение – процесс приобретения знаний и умений. В процессе учения по Ильясову можно выделить два основных компонента: 1) уяснение содержания знаний и действий, усваиваемых в учении, 2) отработку (освоение, закрепление) знаний и действий. Эти компоненты могут протекать как последовательно, так и параллельно во времени (однако начинается процесс всегда с первого компонента). На первом этапе происходит возникновение в опыте учащегося новых знаний и действий их состава, структуры со всеми содержательными и формальными простыми и составными характеристиками и производными от них внешними параметрами. Первичные характеристики состава и структуры знаний: 1. Простые: 1.1. Содержательные: а) полнота состава; б) дифференцированность компонентов; в) обобщенность компонентов; г) характер отношений компонентов (сочиненность — подчиненность); д) порядок осуществления (последовательно — одновременно); 1.2. Формальные: а) форма (уровень) действия (материальная, речевая, умственная); б) степень автоматизированности компонентов; Дифференцированность действия – это мера различения субъектом существенных и несущественных для действия признаков предмета. Автоматизированность действия характеризуется количеством его операций, осуществляемых неосознанно. Обобщенность действия задается широтой класса объектов, с которыми оно может осуществляться правильно. Сознательность действия проявляется. в способности субъекта дать отчет о его составе. Прочность действия определяется длительностью перерыва в применении усвоенного действия, после которого оно еще может осуществляться с нужными показателями. 2. Составные: а) разумность (сочетание полноты, дифференцированности и обобщенности); б) сознательность (сочетание полноты и возможности осуществления в речевой форме); в) абстрактность (сочетание обобщенности и умственной формы); г) освоенность (как сочетание полноты, обобщенности, дифференцированности, умственной формы, автоматизированности). К производным от первичных внешним характеристикам знаний и действий относятся правильность, скорость и легкость актуализации и осуществления, прочность. На втором этапе происходят изменения возникших в опыте учащегося новых знаний и действий по формальным первичным параметрам (уровню и развернутости) и производным от них внешним характеристикам (скорость, легкость актуализации знаний и осуществления действий, прочность). Процесс учения характеризуется некоторыми свойствами:
Структура процесса учения: 1. На основе функциональных признаков компонентов: нахождение знаний -> закрепление знаний и действий -> переработка знаний -> применение знаний - установление связей - упрочнение знаний - уяснение ориентировки - отработка и т.д (Торндайк, Пиаже, Брунер, Гальперин, Давыдов) 2. Через функциональные признаки и познавательные процессы - восприятие, осмысление, понимание, закрепление, овладение, переработка знаний и тд (Коффка, Бандура, Леонтьев, Рубинштейн) 3. Через этапы решения творческих задач - столкновение с проблемой и ее анализ, выдвижение гипотез, нахождение решения (Толмен)
|
|
|