7. Педагогические факторы успешности обучения.

Внешние факторы эффективности учения: зачем, почему, как учить? Отсюда — цель учения.

- содержание учения

- средства учения

- формы учения (монолог, диалог)

- методы учения (информативные и проблемные).

Учение как процесс включает в себя: уяснение - осмысление (понимание) - запоминание (опосредованное и непосредственное) - применение (решение задач) - контроль - оценка.

Учение как деятельность включает в себя: мотив - цель - план - предмет - операции - контроль - результат. Существует 2 способа учения как деятельности:

  1. Учебная деятельность направлена на овладение знанием и умением как на свою прямую цель.
  2. Учебная деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учебная деятельность способствует другой деятельности.

 

Содержание обучения – особенности и характеристики тех знаний, которые передаются учащимся. С этой точки зрения для успешного обучения необходимы:

1) оптимальная полнота знаний, достаточная для того, чтобы освоить ту деятельность, к которой готовится учащейся;

2) баланс обобщенности и систематичности знаний с конкретным  наполнением этих знаний;

3) логическая строгость знаний;

4) четкая дифференциация  и связь между эмпирическим и теоретиескими знаниями;

5) разнообразие языков (модельные, схематические, систематически представления знаний необходимы для лучшего сохранения их в памяти; текст – для развернутого представления знаний).

 

Методы объяснения

Метод объяснения

Особенности

Эффективность

Информационный

знание дается в готовом виде, учитель оказывает минимальную помощь учащемуся

длительность и напряженность минимальны, развивающий эффект минимальный

Проблемный

преподаватель не сообщает нужных  знаний,  а происходит совместный поиск знаний

длительность и напряженность максимальны, развивающий эффект высокий

Дедуктивный

часть общих знаний преподаватель дает информационно, а  частные следствия из этих знаний ученик выводит самостоятельно

длительность больше, чем у информационного;  развивает логику

Наибольший эффект достигается при сочетании методов (причем 75-80% материала нужно давать информационным методом в сочетании с дедуктивным, а остальное проблемным методом).

 

Методы обработки по видам памяти: произвольная и непроизвольная отработка; опосредованная и непосредственная.

Средства запоминания бывают смысловыми – естественными (схема, классификация) и искусственными – мнемотехника (предложенная учителем или индивидуальная).

Понимание (отработка) и запоминание могут идти параллельно, так и быть растянутым во времени. Фаза понимания может быть очень короткой – если особое понимание не требуется, но много времени требует запоминание.

Для избавления от ошибок при отработке Гальперин предложил отработку с поэтапной интериоризацией. При выполнении упражнения предлагается пользоваться тем материалом, по которому проходило запоминание. В младших классах: выполнение действий с помощью опоры –> громкая речь –> шепот –> без голоса, внутренняя речь –> без внутренней речи, автоматизация. В старших классах этот процесс происходит свернуто.

Зинченко и Смирнов установили:

Запоминание

Эффективность

Время

Усилия

Произвольное смысловое

эффективно

быстрее

требует больших  умственных усилий

Непроизвольное смысловое

менее эффективно

занимает больше времени

эмоционально более комфортно – меньше напряжения

 

Запоминание

Эффективность

 

Опосредованное

более эффективно

 

Непосредственное

эффективно только при небольших объемах информации

возможно в упражнениях

Опосредованное произвольно запоминание требует меньше времени, чем произвольное.

Механическое запоминание менее эффективно, чем произвольное; поэтапная интериоризация максимально эффективна.

 

Контроль классифицируется:

1. По типам заданий, используемых при контроле (рассказать, ответить на вопрос, привести пример).

Самым эффективным является рассказ с примерами и решение задач. Простой рассказ неэффективно. Подведение под понятие более эффективно для понимания.

2. По видам ответов (конструируемый и выборочной; развернутый ответ или тестовая форма)

Наиболее эффективен конструируемый ответ. При определенных условия может быть эффективен  выборочный ответ: при добросовестном отношении учащегося к контролю  и тонких различиях между правильными и неправильными ответами.

3. По месту в процессе учения:

а) исходный ( контролируется то, владеют ли ученики необходимфыми исходными знаниями для освоения определенного предмета) – эта процедура редко применяется на практике;

б) промежуточный – направлен на проверку понимания материала;

в) итоговый – по прохождению темы.

Промежуточный контроль для учения более эффективен, чем итоговый.

4. По знаково-речевой форме (устный, письменный или их сочетание).

Письменный контроль упорядочивает знания, приводит их в систему, повышает аккуратность, развивает письменную речь. Устный контроль позволяет более точно проконтролировать знания, но требует больше времени.

 

Формы обучения.

Функции

Виды занятий

Объяснение

лекции, семинары, консультации, самостоятельная подготовка

Отработка

практикумы, практические тренировочные занятия, лабораторные работы

Контроль

контрольные, коллоквиумы, тесты, экзамены, зачеты

 

Средства обучения – информационные носители, способы получения, передачи и обработки информации. Средства могут быть традиционными и на базе компьютеров; аудиальными и визуальными.

Средства на промежуточном, предварительном и итоговом контроле знаний влияют на эффективность этого процесса.

 

Фактором существенно влияющим на успешность усвоения знаний детьми, а следовательно, и на их успеваемость, является психолого-педагогический фактор, составляющими которого выступают возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе, и дидактико-методическая система, в рамках которой будет осуществляться школьное обучение.

Рассмотрим ряд связанных с этим фактором вопросов. Почему возраст ребенка, начинающего учиться в школе, оказывается тесно связанным с его будущими школьными успехами или неуспехами?

Необходимость начала школьного обучения в определенном возрасте обусловлена, в первую очередь, наличием сензитивных периодов в психическом развитии, создающих благоприятные условия для развития психических процессов, которые затем могут постепенно или резко ослабевать. Не использовать эти возможности - значит нанести серьезный ущерб дальнейшему психическому развитию ребенка. Раннее начало школьного обучения оказывается неэффективным в связи с ненаступлением еще периода особой чувствительности к обучающим воздействиям и потребности в них. Именно поэтому как показывает школьная практика, так тяжело учить слишком маленьких детей, которые с трудом воспринимают то, что легко дается детям в возрасте 6-7 лет. Но и начало обучения в более позднем возрасте (8-9 лет) тоже является мало успешным, т.к. пройден период наилучшей восприимчивости ребенка к обучающим воздействиям. Л.С. Выготский придавал важное значение началу процесса школьного обучения. Он указывал на существование оптимальных сроков для каждого вида обучения. Это означает, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным.

Итак, пытаясь понять природу учебных трудностей ребенка, необходимо в первую очередь выявить, в каком возрасте он начал систематическое школьное обучение, поскольку уже здесь может находиться скрытая причина его школьной неуспеваемости.

Другой составляющей психолого-педагогического фактора, как уже отмечалось, является та дидактико-методическая система, в рамках которой осуществляется школьное обучение. Какую же роль в обуславливании успешности и неуспешности обучения играет эта составляющая? Прежде чем ответить на этот вопрос, коротко рассмотрим вопрос о соотношении обучения и психического развития. Выготский Л.С. отмечал, что процесс обучения следует рассматривать не только как образование навыков, но и как интеллектуальную деятельность, направленную на выявление и перенос структурных принципов, найденных при решении одной задачи, на ряд других. Обучаясь какой-нибудь частной операции, ребенок тем самым приобретает способность к образованию структур определенного типа независимо и от материала, с которым он оперирует, и от отдельных элементов, входящих в состав этой структуры. Следовательно, совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага, т.е. обучение и развитие не совпадают.

Невозможно оспаривать, что обучение должно согласоваться с уровнем развития ребенка. Чтобы выяснить реальные отношения процесса развития к возможностям обучения, необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка: первый- уровень актуального развития и второй- зону ближайшего развития.

Несмотря на признание важной роли обучения в процессах психического развития, школьные учебные программы долгие годы ориентировались на вчерашний день в развитии ребенка, то есть на уровень его актуального развития. Неудовлетворенность таким положением привела многих ученых, методистов к разработке развивающих учебных программ для начальной школы. Отличие развивающих программ состоит в том, что в них путем специального структурирования содержания на базе основных законов психического развития создается зона ближайшего развития школьников. Это означает, что в ходе усвоения знаний приводится в движение ряд внутренних процессов развития, которые вне такого обучения были бы невозможными.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz