21. Современное состояние теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Система Эльконина-Давыдова

Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системеЭльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

 

в 7 школах в настоящее время учат по системе эльконина-давыдова

+ n кол-во частных школ

 

1. В настоящее время образовательная система Эльконина – Давыдова продолжает набирать силы в массовой отечественной и зарубежной школах:

– по данным АПКиПРО классы системы Эльконина – Давыдова представлены в 69 регионах РФ, с численностью учащихся более 40 тыс. человек;

– разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка), а также программы и учебные пособия для основной школы (5–6-й классы) в рамках Конкурса НФПК, а также экспериментальные учебные предметы (физика, география, биология, химия, математика, литература и русский язык) для основной школы (7–9-й классы);

– в 2000 году создана силами МАРО и Открытого института «Развивающее образование» (ОИРО) Экспериментальная площадка «Подростковая школа в системе Эльконина – Давыдова», в 2004 году Открытому институту присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки МО РФ, которая работает по сетевому принципу и где идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла;

– налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной и О.В. Савельевой;

– проведена переподготовка более 50 000 учителей из разных регионов России. Созданы региональные центры развивающего обучения в 16 регионах России;

– организовано олимпийское движение школьников, обучающихся по системе РО, проведено 10 Международных олимпиад школьников, в которых приняло участие 3500 учеников 2–9-х классов из 34 регионов России. На местах стали проводиться региональные олимпиады школ РО;

– создана сеть школ через функционирование региональных центров (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Казань, г. Екатеринбург, г. Новосибирск,г г. Калининград, г. Самара, г. Ярославль, г. Волжский, г. Магнитогорск, г. Пермь, г. Улан-Удэ, г. Магадан, г. Южно-Сахалинск, г. Томск, г. Красноярск, г. Новокузнецк и др.) и сеть Экспериментальных площадок МАРО;

– по результатам мониторинга качества обучения в 2002–2003 учебном году в рамках широкомасштабного эксперимента получены высокие результаты по русскому языку (программа В.В. Репкина и др.) и литературе (программа Г.Н. Кудиной и др.) в начальной школе.

2. Создана целостная концепция начального образования в системе Эльконина – Давыдова, в которой описаны возрастные этапы построения начального этапа образования (1–5-й классы).

3. Разработана педагогическая технология контрольно-оценочной деятельности в начальной школе на основе принципа безотметочной системы обучения.

4. Разработана и описана модель организации учебного сотрудничества младших школьников.

5. Ведется в рамках проекта «Информатизации системы образования» НФПК и МОиН РФ разработка инновационного учебно-методического комплекса «Новая начальная школа» и ИУМК для основной школы.

6. Разработан программный комплекс «КОД» (контрольно-оценочная деятельность), с помощью которого возможен переход на новый уровень управления качеством образования в школе развивающего обучения.

7. В рамках Федеральной программы развития образования специалистами РО разработаны контрольно-измерительные материалы по мониторингу образовательных достижений выпускников начальной школы.

 

© Group304psy

Создать бесплатный сайт с uCoz